Print This Post  

Словения (100 лет со дня рождения Зорана Музича)

Обычно Словения выпускает по два проекта коллекционных монет в год. Каждый проект состоит из двух разновидностей монет разного номинала. Первый проект в 2009 г. посвящен 100-й годовщине со дня рождения известного художника Зорана Музича. В честь этого события выпущено две разновидности монеты номиналом в 30 и 100 евро. Основным изображением на монетах являются мотивы его картины «Karst ponies», с которой он достиг успеха на международных выставках. Первоначальная цена реализации монет — 40 и 180 евро соответственно.

Кратко о монетах:

Номинал: 30 евро/100 евро
Дата выпуска: 12 февраля 2009
Металл: Ag 925/Au 900
Тираж: 8.000/6.000
Качество: Proof
Масса: 15 г/7 г
Диаметр: 32/24 мм
Гурт: Крупноребристый
Дизайнеры: Domen Fras и Maja B. Jancic (Любляна)
Монетный двор Финляндия

slovenia-30_euro-music-av30 евро, аверс

slovenia-30_euro-music-rev30 евро, реверс

slovenia-100_euro-music-av100 евро, аверс

slovenia-100_euro-music-rev100 евро, реверс


Зоран Музич (словен. Zoran Mu?i?) (12.02.1909 — 25.05.2005) — словенский живописец и график, работал в Италии и Франции.

Зоран родился в деревне Буковица, под Горицией, Австро-Венгрия, ныне Хорватия в семье сельских учителей. Учился живописи в Мариборе (1920—1928) и Загребе (1930—1935), затем на год уехал в Мадрид и Толедо, где изучал и копировал работы Гойи и Эль Греко. С началом гражданской войны покинул Испанию. Впервые работы Музича, развивающие достижения балканского авангарда 1920-х гг., были выставлены в 1938 г. в Любляне. В 1943—1944 гг. они показаны в Триесте и Венеции, предисловие к каталогу написал известный итальянский художник Филиппо Де Писис.

В 1944 г. в Венеции Музич по подозрению в связях с партизанами был арестован гестапо, отправлен в Триест, где месяц провел в тюрьме, подвергался пыткам. С ноября 1944 года — узник концлагеря Дахау. Из более чем двух сотен сделанных там рисунков на обрывках бумаги, уцелело только тридцать пять.

В 1945 г. художник освобожден американской армией, перевезен тяжелобольным в Люблянский госпиталь. Спасаясь от преследований коммунистического режима маршала Тито, Музич бежал в американскую зону в Гориции, затем перебрался в Венецию.

В 1948 году две картины Музича были представлены на Венецианской Биеннале, в 1950 г. он получает на Биеннале первую премию. С этих пор работы Музича экспонируются на крупнейших выставках в Европе и США, приобретаются музеями мира, он удостоен многих авторитетных наград. С 1953 г. Музич делит жизнь между Венецией и Парижем. В 1970—1971 гг. создает живописный цикл-воспоминание «Мы — не последние», посвященный узникам концлагерей и ставший наиболее прославленной из его вещей.

В 1990 году Музич получает во Франции Орден Почётного Легиона. В 1995 в Кане участвовал вместе с Миклошем Бокором в общей выставке «Время тьмы». В том же году на огромной ретроспективной экспозиции в парижском Гран-Пале были представлены свыше 250 работ мастера. В 2003 года его живопись и графика из собрания Патти Берч (США) была показана в ГМИИ в Москве.

Картины Зорана Музича практически не известны в России, хотя его творчество достаточно известно в Европе. Главной темой в работах Музича всегда были пейзажи — итальянское побережье и холмы Далмации, каналы Венеции и бесконечные венгерские степи. Причем холмы и степи на картинах Музича зачастую населены кочующими лошадьми, овцами и коровами – все они, как будто сошли с архаичных наскальных росписей.

musicЗоран Музич (фотография 60-х гг.)

muzic_pictureОдна из картин Музича (цветная литография)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*