Испания, 2008 (Серия «Испанские художники» — Д.Веласкес)
В 2008 году Испания начала новую серию монет — «Pintores Españoles» (Испанские художники). Первым художником, в честь которого были выпущены три монеты посвященные Диего Веласкесу. Все они выпущены в декабре 2008 года.
10 евро
На аверсе монеты изображен автопортрет художника, справа от портрета надписи: "Velazquez" и «ESPAÑA 2009».
На реверсе — портрет инфанты Маргариты Терезы (1652—1653), над портретом — знак монетного двора Испании и название серии: «Pintores Españoles», справа от портрета указан номинал монеты — «10 EURO» в две строки.
Коротко о монете:
Номинал: 10 евро
Дата выпуска: декабрь 2008 г.
Металл: Ag 925
Тираж: 12.000
Масса: 27 г
Диаметр: 40 мм
Качество чеканки: Proof
Гурт: рифлёный
Монетный двор Испании
50 евро
На аверсе монеты изображена картина «Триумф Вакха или Пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид), над картиной надписи: "Velazquez" и «ESPAÑA 2009».
На реверсе — фрагмент картины «Менины» (или «Семья Филиппа IV») (1656), над изображением — знак монетного двора Испании и название серии: "Pintores Españoles", справа от портрета указан номинал монеты — «50 EURO» в две строки.
Коротко о монете:
Номинал: 50 евро
Дата выпуска: декабрь 2008 г.
Металл: Ag 925
Тираж: 5.000
Масса: 168,75 г
Диаметр: 73 мм
Качество чеканки: Proof
Гурт: гладкий
Монетный двор Испании
200 евро
На аверсе монеты изображен памятник художнику, установленный возле музея Прадо в Мадриде. справа от памятника надписи: "Velazquez" и «ESPAÑA 2009».
На реверсе — картина «Сдача Бреды» (известная еще под названием «Копья») (1635), над картиной — знак монетного двора Испании и название серии: "Pintores Españoles", также указан номинал монеты — «200 EURO» в две строки.
Коротко о монете:
Номинал: 200 евро
Дата выпуска: декабрь 2008 г.
Металл: Au 999
Тираж: 12.000
Масса: 13,5 г
Диаметр: 30 мм
Качество чеканки: Proof
Гурт: гладкий
Монетный двор Испании
Диего Родригес де Сильва и Веласкес (исп. Diego Rodriguez de Silva y Velazquez) (6.06.1599 — 6.08.1660) — испанский художник, один из величайших представителей испанского Золотого Века.
Веласкес родился 6 июня 1599 года в г.Севилье, в семье крещёных португальских евреев. Учился живописи в родном городе у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611—1617), на дочери которого Хуане Миранде, женился в 1618 г. В 1617 году получил звание мастера. Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623 году после назначения придворным художником. После того как он написал портрет короля Филиппа IV, тот повторил ему обещание Александра Македонского, адресованного Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Занимал различные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в 1652 г. В круг его служебных обязанностей входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев, а также пополнение королевских собраний произведениями искусства. Превосходя современных ему испанских художников не только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками «художником Истины». Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.
В 1634 году знаменитый художник получил почётное звание королевского гардеробмейстера, в 1643 году — камердинера, в 1642—1644 гг. он сопровождал короля в его походе на Арагон. В конце 1648 года Веласкес совершил второе путешествие в Италию — наиболее удачным произведением, написанным в этой поездке, стал портрет папы Иннокентия X. В Италии художника ждал шумный успех, он был избран членом Римской академии.
Непосредственным продолжателем и наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски — Хуан Батиста дель Масо (исп. Juan Bautista Martinez del Mazo). Но он не обладал талантом своего предшественника, и смог воспроизводить лишь некоторые внешние формы. Позже к наследию Веласкеса обратились уже романтики и импрессионисты.
Картина «Сдача Бреды» (1635, Прадо), вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон.
Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда — смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем — на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, выполнено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданными валерами.
В «Менинах» (1656, Прадо), картине, наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений.
Добавить комментарий