- Euro-Coins.News - https://news.euro-coins.info -

10 евро, Италия (100 лет появления футуризма)

Еще один юбилей отмечался в 2009 году — 100 лет нового направления в искусстве футуризма. Его «отцом» считается итальянский поэт Филиппо Маринетти. Появление футуризма было признано как самый замечательный вклад, который итальянские художники и интеллигенты дали искусству  и культуре 20-ого столетия. В честь этот события была отчеканена очередная 10-евровая серебряная монета.

На аверсе монеты изображено произведение Джакомо Балла, созданное в 1912 году. Надпись по окружности: «REPUBBLICA ITALIANA». На реверсе — скульптура Умберто Боччони «Развитие бутылки в пространстве» (1912).

Коротко о монете:

Номинал: 10 евро
Дата выпуска: 29 октября 2009 г.
Тираж: 9.000 (Proof)
Металл: Ag 925
Масса: 22 г
Диаметр: 34 мм
Гурт: рифлёный
Итальянский монетный двор

10 евро, Италия, 100 лет появления футуризма, аверсаверс монеты

10 евро, Италия, 100 лет появления футуризма, реверсреверс монеты


Филиппо Томмазо Маринетти - основополжник футуризма в 2009 году

Филиппо Томмазо Маринетти - основоположник футуризма в 1909 году

Футуризм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма». Манифест был написан для молодых итальянских художников. Цитата: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини.

Развитие бутылки в пространстве (Умбе́рто Боччо́ни, бронза, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Развитие бутылки в пространстве (Умберто Боччони, бронза, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк)

Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.