Print This Post  

Италия, 2009 (серия «Искусство Европы»)

И напоследок еще о двух итальянских монетах 2009 года.

Уже седьмой год подряд Итальянская республика выпускает монеты серии «Искусство Европы». Ежегодно выходят по две золотых монеты этой серии. Каждая их них посвящена искусству какой-то из стран Европы. Выпуск 2009 года посвящен Англии и Испании, соответственно художнику Эдварду  Бёрн-Джонсу и архитектору Антонио Гауди.

Коротко о монете:

Номинал: 20 евро/ 50 евро
Дата выпуска: 16 ноября 2009 г.
Тираж: 2.000 (Proof)/ 1.600 (Proof)
Металл: Au 900/ Au 900
Масса: 6,45 г/ 16,13 г
Диаметр: 21 мм/ 28 мм
Гурт: рифлёный
Итальянский монетный двор

ita-20e-Jones_av20 евро, аверс

ita_2009_rev20 евро, реверс

ita-50e-gaudi_av50 евро, аверс

ita_2009_rev50 евро, реверс


Эдвард Коли Бёрн-Джонс (англ. Edward Coley Burne-Jones) (1833—1898) — английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей, широко известный своими витражами. Ведутся споры о том, можно ли считать Бёрн-Джонса представителем прерафаэлитизма, однако очень близок им по духу, если не по технике и колориту.

Хвала Венере (Эдвард Бёрн-Джонс, 1873-1875, Ньюкастл, музей)
Хвала Венере (Эдвард Бёрн-Джонс, 1873—1875, Ньюкастл, музей)
 

Родился в Бирмингеме, в молодости хотел стать священником. Изучал теологию в Эксетер-колледже (Оксфордский университет). Здесь знакомится с Уильямом Моррисом, и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.

В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) МакДональд (1840–1920), одной из сестёр МакДональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и подружилась с Джордж Элиот. (Другая сестра МакДональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая — за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья — матерью Редьярда Киплинга. Таким образаом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом №41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.

В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом 18ого века с большим садом в Фулхэме. В течение 1870х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в Риджентс-кэнел. В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце-концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни.

Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) выла замуж за Джона Вильяма Мэкейла (1850–1945), друга и биографа Морриса, профессора поэзии в Оксфорде в 1911–1916 годах. Их дети Анжела Фиркель и Денис Мэкеил стали писателями.

Бёрн-Джонс получил Орден Почетного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка».

В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть короля Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное? »

Картины Бёрн-Джонса почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.


Антонио Гауди (Гауди-и-Корнет; Gaudi y Cornet) (25.06.1852 — 10.06.1926), выдающийся испанский архитектор, яркий и оригинальный представитель органической архитектуры в европейском модерне. Многие здания Гауди, построенные в Барселоне внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1870—1882 годах Антонио Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т.д. ), проектировал также мебель для собственного дома.

Собор Святого Семейства А.Гауди
Собор Святого Семейства А.Гауди
 

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классической Евклидовой.

Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем. Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Антонио выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).

В 1900—1917 гг. оригинальный стиль Гауди достигает своего пика. Реализуются проекты Колонии Гуэль (1898—1915) и парка Гуэль (1900—1914). Оба — выражение социально-утопических идеалов Гуэля и Гауди.

В 1883 году Гауди получил заказ на строительство нового собора Барселоны — Собор Святого Семейства (Sagrada Familia, Саграда Фамилия). Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр, на место которого в А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

Архитектор посвятил строительству собора все последующие годы жизни. Гауди мечтал создать «Собор ХХ века», синтез всех своих архитектурных знаний со сложной системой символики и визуального объяснения тайн веры.

Храм стал его навязчивой идеей. Углубляясь в себя, он становился все более эксцентричным, свято верил в своё мессианское предназначение, жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство церкви (пожертвования были единственным источником финансирования строительства, поэтому она строилась так долго).

Храм должны были венчать 12 башен (как аллегории 12 апостолов), шпиль — символизировать Христа, вертикаль над апсидой — Богоматерь. Зодчий успел возвести крипту, часть стен, фасад Рождества. Позже возведен фасад Страстей. Художественный образ храма складывается из оригинальной трактовки готических архитектурных элементов, контраста между рационализмом структуры здания и испанской барочной пышностью фасада (плоскость стены растворяется в буйстве растительного орнамента, скульптуры, зооморфных форм), выразительности фактуры материала. В 1926 г., Антонио Гауди, погибшего под трамваем похоронили в крипте недостроенного им собора. Гауди никогда не пытался создать новое архитектурное учение, а просто работал в своём понимании и ощущении гармоничной архитектуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*