Print This Post  

10 евро, Германия (200 лет со дня рождения Роберта Шумана)

6 мая 2010 г. в Германии была выпущена новая серебряной монета достоинством в 10 евро, посвященную  композитору из Саксонии Роберту Шуману. В этом году Страна отмечает 200-летний юбилей со дня рождения маэстро.

Коротко о монете: Страна Германия Германия
Номинал 10 евро
Дата выпуска 6 мая 2010 г.
Металл Ag 925
Диаметр 32,5 мм
Масса 18 г
Тираж 1.700.000 (UNC), 200.000 (Proof)
Художник Prof. Christian Höpfner
Надпись на гурте TÖNE SIND HÖHERE WORTE («Звуки выше слова»)
Монетный двор Гамбурга (J)

Германия, 10 евро, 2010, Роберт Шуман, аверсаверс монеты

Германия, 10 евро, 2010, Роберт Шуман, реверсреверс монеты


Роберт Шуман (нем. Robert Schumann) — немецкий композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог. Один из самых значительных композиторов первой половины XIX века.Роберт родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста. В возрасте 10 лет начал сочинять, в частности хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана. В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В определенный период юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта.

Роберт и Клара Шуман (1918)

Роберт и Клара Шуман (1918)

В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий году перешёл в университет Гейдельберга. Роберт по настоянию матери планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Его влекла идея стать концертирующим пианистом. В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиций — у Г. Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, однако во время тренировки Шуман повредил правую руку. Рука навсегда сделалась неспособной к виртуозной игре на фортепиано. Мысль о карьере профессионального пианиста пришлось оставить. Тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлия Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших музыкальных периодических изданий — «Новый музыкальный журнал», который на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи.

Памятник Р. Шуману в Цвиккау

Памятник Р. Шуману в Цвиккау

В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой — Кларой Вик. В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф. Мендельсоном.

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен. В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне.

Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учёности.

Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*