- Euro-Coins.News - https://news.euro-coins.info -

100 евро, Ватикан (Страшный суд)

В 2010 году Ватикан продолжает серию золотых монет достоинством 100 евро «500 лет фрескам Сикстинской капеллы». Монеты серии посвящены 500-летнему юбилею начала росписи свода Сикстинской капеллы знаменитым мастером Возрождения Микеланджело Буонарроти.

Тема нового выпуска — «Страшный суд».

На аверсе монеты выгравирован портрет Папы Римского Бенедикта XVI и указан год выпуска монеты латинскими цифрами (MMX). На реверсе монеты изображена центральная часть фрески Микеланджело — «Страшный суд».

Коротко о монете:

Номинал: 100 евро
Дата выпуска: 15 июня 2010
Металл: Au 917 (Proof)
Тираж: 1.100
Масса: 30 г
Диаметр: 35 мм
Гурт: гладкий с надписью (COOPERATORES VERITATIS + MMX+)
Дизайнер и гравёр: A. Masini
Итальянский монетный двор

Ватикан, 100 евро, 2010, Страшный суд, аверс100 евро, аверс

Ватикан, 100 евро, 2010, Страшный суд, реверс100 евро, реверс


При папе Сиксте IV (1471—1484) в Ватикане было проведено множество преобразований. При нем была сооружена знаменитая Сикстинская капелла — величайший памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения.

Строительство капеллы, а также наблюдение за исполнением настенных росписей, было поручено флорентийскому архитектору Дольчи. Сикст IV заказал архитектору такое здание, которое бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского папы.

Поэтому внешне капелла была построена в форме бастиона. Стены капеллы расписывали величайшие мастера того времени. В 1481—1483 гг. Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другие мастера во времена Сикста IV. В 1508—1512 гг. Микеланджело расписывал свод по заказу папы Юлия II. А в 1536—1541 гг. Микеланджело расписывал алтарную стену — фреска «Страшный суд» по заказу папы Павла III.

В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело долго отказывался, т.к. не считал себя живописцем, (к этому времени он был уже известным скульптором), и всячески уклонялся от росписи, предлагая поручить это дело Рафаэлю. Однако воля папы была непреклонной, и художнику, в конце концов, пришлось согласиться. В августе 1508 года Микеланджело поднялся на специально построенные для росписи леса. Микеланджело добился от папы разрешения писать на потолке все, что ему подскажет его фантазия: он решил украсить весь потолок фресками на библейские сюжеты.

Мастер расписал почти 550 квадратных метров свода! При этом весь потолок, находящийся на 26-метровой высоте, воспринимается как единое целое. Здесь все эпизоды, зафиксированные в книге Бытия – от сотворения мира до потопа. Микеланджело работал один, отказавшись от помощников, которые, как он считал, не выполняют его требований. Работа затягивалась, что вызывало недовольство папы. Наконец труд был завершен; его результатом стало одно из прекраснейших произведений мирового искусства – Сикстинская капелла.

"Страшный суд"

"Страшный суд"

Во время посещения скульптором Рима папа Климент VII пожелал, чтобы Микеланджело расписал, алтарную стену Сикстинской капеллы изображением «Страшного суда». В 1534 году почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы. Когда через пять лет художник продемонстрировал готовую работу, понтифик в восхищении пал на колени.

«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные, споры, как со стороны его поклонников, так и со стороны противников. Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой (в 1980-е годы часть драпировок была снята), а в 1596 году другой папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд». Только заступничество художников из Римской академии Святого Луки удалось убедить папу не совершать этого варварского акта.

С конца XV века, в Капелле проходят конклавы кардиналов, избирающие нового понтифика. Первым Конклавом, прошедшим в капелле был Конклав 1492 года, на котором был избран папа Александр VI.