Словакия, 10 евро (250 лет со дня рождения Хатама Софера)
На 18 июня заявлена дата выпуска очередной серебряной монеты Словакии — «250 лет со дня рождения Хатама Софера».
В центральной части лицевой стороны изображён перевернутый равносторонний треугольник, внутри которого расположена панорама старого города. Вверху полукругом имеется название страны-эмитента: «SLOVENSKO», а по бокам от треугольника указаны номинал монеты «10 EURO» и год эмиссии «2012». Также справа имеется герб Словацкой Республики.
На оборотной стороне — равносторонний треугольник, внутри которого — портрет Хатама Софера. На переднем плане выгравированы ханукальный подсвечник с восемью светильниками и развернутый свиток. Вдоль буртика на английском языке («CHATAM SOFER») и идише написано имя раввина, в нижней части монеты указаны его годы жизни: «1762—1839».
Коротко о монете: | Страна | Словацкая Республика |
Номинал | 10 евро | |
Дата выпуска | 18 июня 2012 г. | |
Металл | Ag 900 | |
Диаметр | 34 мм | |
Масса | 18 г | |
Тираж | 5.800 (BU), 7.900 (Proof) | |
Художник | Pavol Károly | |
Монетный двор Словакии в Кремнице |
Хатам Софер (настоящее имя Моше Софер) был лидером венгерского еврейства, считается создателем современного иудаизма.
Занимал пост раввина в Дрежнице (Моравия) и в Маттерсдорфе; в 1806 г. стал раввином Пресбурга (современная Братислава), где в тот период была наиболее значительная еврейская община Венгрии, и занимал эту должность до конца жизни.
Софер объявил непримиримую борьбу с реформистами, утверждая, что любые новшества запрещены Торой, хотя поддерживал создание школ с изучением профессий. Хатам Софер неоднократно подчёркивал важности заповеди жить в Эрец-Исраэль и многие его ученики поселились в Палестине, создав новые кварталы и поселения. Наиболее известные из них: Петах-Тиква и квартал Батей Унгарин в Иерусалиме. Рав Йосеф Хаим Зоненфельд, главный раввин Иерусалима и создатель «Эда Харедит» был учеником Цви Манхеймера, ученика Хатам Софера и в своей деятельности постоянно следовал постановлениям учителя своего учителя. В конце жизни к нему обращались евреи со со всех стран Европы и из Палестины.
Многочисленные труды Софера, опубликованные посмертно (при жизни он почти ничего не опубликовал), укрепили концепцию ортодоксального иудаизма. Наследие ученого включает семь томов респонсов (1855–1912), два тома проповедей (1829), новеллы, комментарии к Торе, письма, стихотворения и дневники. Особое место занимает его религиозно-этическое завещание.