- Euro-Coins.News - https://news.euro-coins.info -

Франция, 10 евро (Шампань — Арденны. Камилла Клодель)

Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души.
Сократ

Французская монета региона Шампань — Арденны серии «Регионы Франции» посвящена скульптору Камилле Клодель — женщине большим талантом, но нелёгкой судьбой. На монете выгравирован портрет Клодель и её известная скульптура «Вальс», созданная в  1889—1905 годах.

Коротко о монете: Страна FranceФранцузская Республика
Номинал 10 евро
Дата выпуска 25 июня 2012 г.
Металл Ag 500
Диаметр 29,0 мм
Масса 10,0 г
Тираж 70.000 (UNC)
Гравёр Joaquin Jimenez
Серия Регионы Франции
Парижский монетный двор Франции (Пессак)
France: Regions of France 2012

 аверс

France 2012. 10 euro. Champagne-Ardenne. Camille Claudel

 реверс


Камилла Клодель (Camille Claudel)

Камилла Клодель

Камилла Розали Клоде́ль (фр. Camille Claudel) родилась 8 декабря 1864 года в Фер-ан-Тарденуа на севере Франции, вторым ребёнком в мелкобуржуазной семье. Её отец Луи Проспер занимался торговыми и банковскими операциями. Мать Луиза Атанис Сесиль Серво была выходцем из семьи фермеров-католиков и священнослужителей. Семья принадлежала к зажиточной буржуазии. Детей воспитывали в строгости. Из них должны были вырасти добропорядочные буржуа. Но Камила и её младший брат Поль оказались детьми талантливыми, рано осознали, что важно быть в жизни не просто представителями своего класса, но и достичь заслуженной славы и успехов. Один стал знаменитым поэтом, драматургом, писателем, академиком и послом Франции, другая поднялась до вершин искусства.

Маленькая Камилла, раннее детство которой прошло в Вильне, никогда не играла в куклы с подружками, а с упорством взрослого человека месила и умело лепила фигурки из неподатливой глины, смущая своих родителей. Она ухитрялась заставить всю семью позировать себе, смело взявшись за живую натуру, не получив ни одного профессионального урока.

В 1871 году Камилле выбрали для обучения Школу сестер христианской доктрины. Но через год, из-за частых переездов отца по службе, в дом взяли наставника, который обучал трех детей. Науки давались девочке легко. Она много и бессистемно читала. Семейная обстановка была постоянно накалена. Нападения родительской беспричинной ярости не сглаживались материнской лаской, которая никогда не понимала свою бунтарскую дочь. Луи-Проспер смирился с тем, что дочь никогда не станет обычной домохозяйкой, и даже помогал ей материально, когда она начинала свой путь в искусстве. Но мать так никогда и не простила Камилле, что она не такая как все.

Строптивая девочка выросла в горделивую, энергичную, темпераментную девушку редкой красоты. О творчестве 15-летней Камилы уже говорили всерьез. Потерянные ранние произведения «Наполеон», «Бисмарк», «Давид и Голиаф» были достаточно значительные, чтобы привлечь внимание критика Морхарда. Скульптор А. Буше, проживавший в то время в Ножан-сюр-Сене, был поражен таким многообещающим юным дарованием. Нет никаких свидетельств о ножанськом период обучения Камилы, но в 1882 году в Париж она приехала уже не как любитель, а как начинающий мастер. Также Камила посещала Академию Коларосси и вместе с тремя подругами настойчиво развивала свой талант в общей мастерской.

Многие признавали её дар исключительным и не могли скрыть восторга. Скульптурные фигуры Клодель казались живой импровизацией, заряженной энергией, оригинальностью. Из работ этого периода особое внимание привлекают скульптурные портреты «Поль Клодель в 13 лет» (1881 г.) и «Старая Элен» (1882 г.). Они свидетельствуют о мастерстве, удивительного для её возраста, и небывалый ранний расцвет сильного таланта.

Скульптура «Вальс» («La Valse», бронза, 1889-1905 гг., 43,2x23x34,3 см, Музей Родена)

Скульптура «Вальс» («La Valse», бронза, 1889—1905 гг., 43,2x23x34,3 см, Музей Родена)

В это же время у Клодель формируется и шлифуется собственный стиль — утонченный, чувственный, наполненный внутренней силой. Бюст «Поль Клодель в 16 лет» (1884 г.) до сих пор представлен (в копиях) в музеях мира как один из лучших образцов скульптуры XIX века. Среди произведений Клодель, дошедшие до нас — бюсты сестры «Луиза» (1885 г.) и зятя «Фердинанд де Массари», «Шакунтала» (оба 1888 г.). От них веет самобытностью исполнения и совершенством форм.

В это время судьба сводит её с Огюстом Роденом. Казалось, они были созданы друг для друга: оба исключительно талантливые и трудолюбивые, увлеченные до самозабвения созиданием. Сорокалетний, уже признанный мастер увидел «ее прекрасный лоб над дивными глазами того густо-синего цвета, который часто встречается в романах и так редко в жизни, большой чувственный, но ещё очень гордый рот, густую копну каштановых волос, доходящей до самой поясницы» — так описывал сестру П. Клодель. Камилла быстро переросла в незаменимую помощницу и вдохновителя творческих идей Родена. Когда она начала лепить его бюст, он безошибочно распознал в ней природный талант скульптора. Клодель давно овладела всеми техническими методами, как форматор не знала себе равных, а мрамор тесала с энергией и точностью, которых никогда не достигал и сам метр. Её интеллектуальный уровень был намного выше роденовского: она была очень начитанная и лишена всяких предрассудков.

В 1888 году Камилла ушла из семьи и поселилась в одной из мастерских Родена. Она стала его музой, совершенной моделью и любовницей. Девушка надеялась, что её покровитель скоро станет ей законным мужем, и путь к славе сольется со счастливой личной жизнью. Но как бы не любил Огюст Камилу, он не собирался расставаться с Розой Бере, отношения с которой у него вот уже 20 лет не были оформлены официально. Он ничего не хотел менять, его устраивало, что одна женщина для дома, а другая — для вдохновения и любви. С Камиллой он гордо появлялся на приемах, не краснея, представлял её друзьям и заказчикам. Но самое главное, что она вдохновила его на создание бессмертных шедевров: «Вечная весна», «Данаидах», «Сирены», «Поцелуй», «Мысль», «Аврора». Её мастерство и труд были вложены в гениально задуманные «Врата ада», как и в другие работы мэтра, окончания которых он доверял ей.

Работы самой Клодель постоянно сравнивали с произведениями Родена. В 1888 году она завершила свое первое великое творение «Забвение». Критики увидели в нём отголоски «Поцелуя». В наполненной нежностью и томной грацией скульптуре «Вальс» (1892 г.) отмечают роденовский динамизм. Клодель обвиняют в копировании и заимствовании роденовского стиля в работе «Клети». Личное счастье Камилы было омрачено любовным треугольником, а творческие достижения стали болью, предметом оскорбленной самолюбия. «Свои произведения я извлекаю из самой себя, скорее страдая избытком, чем недостатком идей», — с горечью говорит она, чувствуя, что становится лишь тенью знаменитого Родена.

Постепенно пораженное женское и творческое самолюбие подточила слепое увлечение Роденом. Камила все чаще упрекает его в использовании её творческого потенциала. У неё не остается никаких иллюзий относительно мечты, чтобы стать законной женой метра и обеспечить себе достойное положение в обществе. Её рисунки-шаржи на Родена беспощадны в своей злобе и презрении.

Через 15 лет «совместной» жизни Камилла решается на разрыв. Упорная и обиженная, она видит в бывшем любовнике вора её идей и работ. Специалисты безошибочно утверждают, что многие ранние работы Клодель — «Девушка со снопом», «Этюд Чужськой головы», «Молитесь» стали основой или частью роденовские скульптуры «Галатея», «Скупость и роскошь», «Крик». Но духовная и творческая общность принесла славу только Огюсту Родену. Поэтому неудивительно, что в каждом посетители Камила начала видит шпиона, и всем говорила, что метр мешает продвижению её работ. Но и после разрыва Роден много старался сделать для её успеха, безоговорочно признавая её талант. Он рекомендовал её Национальному обществу искусств, и Клодель стала членом его жюри (1893—1899 гг.), пытался устроить выставки и помочь деньгами. Но Камила упорно отказывалась от помощи Родена, глубоко затаив в себе обиду за разрушенную жизнь и творческую карьеру.

В перерывах между приступами депрессии Клодель напряженно работала. Из-под её гибких и сильных пальцев в 1895 году выходит одна из самых выразительных композиций — «Зрелый возраст». В ней старуха-смерть пытается вырвать из объятий прекрасной девушки пылкого возлюбленного. Через три года Камила создала второй вариант композиции, где смерть уже безвозвратно уводит за собой потерявшего волю к жизни человека. Эти скульптуры были по достоинству оценены критикой.

Клодель пользовалась признанием в художественных кругах. Но потрясенная громкой славой Родена, она не в силах оценить своего успеха. Уйдя из его мастерской и не получая правительственных заказов, Камилла была не в состоянии оплачивать материалы, формовщиков, литейщиков, натурщиков. Она начинает создавать малые скульптурные формы, пластически передавая психологическое состояние в обыденных жизненных сценах.

В Салоне Марсова поля в 1895 году были представлен «Болтун», открывший цикл малых форм, ряд которых продолжили скульптурные композиции «Глубокая задумчивость» («Камин», 1897 г.), «Поющий слепой старик» (около 1900 г.). Многие работы из этой серии были утрачены или разбиты самой Камилой в период депрессии. Продолжает она работу и над скульптурными портретами: бюсты художника Л. Лермит и его сына (оба в 1895 г.), «Граф Мегре в костюме Генриха II» (1899 г.), «Поль Клодель в 43 года» (1910 г.), «Эльзасская» (1902 г.). Две заказанные работы на мифологические сюжеты — «Гамадриад» (1897 г.) и «Персей и Горгона» (1899 г.), а также «Фортуна» и «Сирена» (около 1905 г.) свидетельствуют о том, что художнице удалось найти свою классическую манеру, отличающуюся от роденовской, и её ждет признание публики. Критики посвящают Клодель лестные статьи, её работы выставляются в Национальном обществе искусств, на Осеннем салоне, в салоне «Независимых» в Париже, а также в салонах Брюсселя, Женевы, Рима. Скульптура «Гамадриад» украсила Всемирную выставку 1900 года.

Но финансовое положение одинокой, беззащитной женщины стремительно ухудшается. Несмотря на помощь отца и брата, а также небольшой доход от изготовления предметов прикладного искусства в стиле модерн (лампы, пепельницы, вазы, украшения из натуральных камней), расходы на создание вводят Клодель в долги, а затем в нищету. Она замыкает себя в стенах мастерской, отказывается от встреч с друзьями и заказчиками. Пораженное самолюбие, отсутствие поддержки близких подтачивают её психику. Мания преследования усиливается с каждым днем. Большую часть созданных работ Камила безжалостно уничтожает, чтобы другие не украли её идеи и не нажили миллионы. Окна и двери мастерской не открывались неделями, чтобы «участники заговора» (Роден, родственники, натурщики, поставщики) не смогли уничтожить дело её жизни. Все её поступки и письма с 1905 года свидетельствуют о неадекватном состоянии, нуждавшемся в серьезном лечении. Катастрофа стремительно надвигалась, но мать и сестра не желали участвовать в судьбе Камиллы, брат Поль, как дипломат, постоянно находился за границей, а старый отец втайне от жены мог помочь дочери только деньгами.

Уже в 1907—1910 годах мало кто из друзей мог узнать в «мрачной, растрепанный, дрожащей от страха» женщине голубоглазую красавицу Камиллу.

Отец, всегда одобрявший выбор дочери, пытался помочь Камилле и поддерживал её морально и финансово. Когда он умер 2 марта 1913 года, Камилле о его смерти не сообщили.

10 марта 1913 года по инициативе своего брата она была принята в психиатрическую больницу в городе Вилле-Эдвард в Нэйли-сюр-Марна. Считается, что в лечебницу она поступила добровольно, хотя согласие было подписано только врачом и её братом.

Некоторые историки выдвигают догадки, что брат, тоже художник, был в тени её славы в мире искусства и просто решил убрать сестру с пути. Есть источники, согласно которым Камилла, хотя и имела психопатические вспышки, была в абсолютно ясном сознании, когда работала над своими скульптурами. Врачи пытались убедить её семью, что нужды держать Камиллу в клинике нет, но все же семья оставила её там.

Больничная карточка из Монтедеверже датируется 22 сентября 1914 года; из неё следует, что пациентка страдает «от систематического расстройства сознания на основе ложных толкований и галлюцинаций». До последних дней жизни она осознавала свое положение пленницы, сохраняя ясную память и проницательный ум, но у неё не было сил самостоятельно справиться с тяжелым психозом.

В то же время в прессе обвиняют семью Камиллы в уничтожении гения скульптора. Мать запрещает ей получать почту от кого-либо, кроме брата.

Больничные сотрудники регулярно предлагают семье освободить Камиллу, но мать каждый раз упорно отказывается. 1 июня 1920 года врач д-р Брюне направил письмо её матери, пытаясь вернуть Камиллу в семью. Но ответа так и не последовало.

Поль Клодель посещал сестру раз в несколько лет, но говорил о ней только в прошедшем времени. В 1929 её посетила подруга юности Джесси Липскомб. За все 30 лет, проведённые в клинике Монтедеверже, её ни разу не навестили ни мать, ни сестры.

Камилла Клодель скончалась 19 октября 1943 года в госпитале Монтедеверже, вблизи Авиньона, куда была переведена во время войны. Родственники похоронили её на кладбище Монфаве, но даже могилу не сумели сохранить.

Лишь после смерти современники признают Камиллой Клодель истинным скульптором своего времени. Интерес к её творениям до сих пор жив. Большая часть её нежных, трогательно грустных и чувственных скульптур была выставлена в музее Родена. Имя Камилы Клодель навсегда вошло в историю искусства.