Ватикан и Италия отчеканили новые монеты в честь 200-го юбилея со дня рождения Джузеппе Верди
Удивительно, но 200 лет назад родились два гениальных человека, на протяжении всей своей карьеры являвшихся конкурентами друг другу. Один — Джузеппе Верди — родился возле города Пармы (сейчас это территория Республики Италия, но в 1813 году являлся частью Франции). Имя его соперника — Рихард Вагнер из немецкого города Лейпциг. Оба композитора являлись гениями своей национальной школы. Их творения являются классикой мировой музыки.
Конечно же, к таким замечательным датам в ЕС было отчеканено несколько монет. Сегодня я представлю серебряный 20-евровик Ватикана и памятную монету достоинством 2 евро из Италии, посвящённые Джузеппе Верди.
Первая упомянутая монета была эмитирована в составе нумизматического набора в качестве чеканки Proof. На аверсе монеты изображён герб папы римского Бенедикта XVI, на реверсе — портрет Джузеппе Верди на фоне сцен из его опер.
о монете: | Страна | Государство-город Ватикан |
Номинал | 20 евро | |
Дата выпуска | 15 апреля 2013 г. | |
Металл | Ag 925 | |
Диаметр | 36,0 мм | |
Масса | 26,0 г | |
Тираж | 11.000 (Proof) | |
Скульптор | Daniela Longo | |
Гравёр | Luciana De Simoni | |
Гурт | Рифлёный | |
Государственный полиграфический институт и монетный двор Италии |
На лицевой стороне итальянской монеты изображён бюст Дж. Верди. Слева от него имеется обозначение государства-эмитента (монограмма «RI») и год рождения композитора «1813», справа — знак монетного двора (буква «R») и год эмиссии монеты «2013». Под портретом (справа) имеется монограмма художника, работавшего над дизайном монеты — Maria Carmela Colaneri (аббревиатура MCC). В нижней части выгравировано имя композитора «G. VERDI».
По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд Европейского союза.
о монете: | Страна | Итальянская Республика |
Номинал | 2 евро | |
Дата выпуска | 20 мая 2013 г. | |
Металл | Биметалл (наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трехслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni) | |
Диаметр | 25,75 мм | |
Масса | 8,5 г | |
Тираж | 10 млн | |
Художник | Maria Carmela Colaneri | |
Гурт | Рифлёный с надписью — | |
Государственный полиграфический институт и монетный двор Италии |
Джузеппе Фортунино Франческо Верди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi) родился в деревне Ле Ронколе близ Пармы 10 октября 1813 года в семье трактирщика. В деревенской церкви он помогал служить мессу. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.
На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци — богатый коммерсант и поклонник музыки из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди будет не трактирщиком и не деревенским музыкантом, а знаменитым композитором. По совету Барецци, в 1823 году 10-летнего Джузеппе Верди, который получил начальные познания от деревенского священника, отправили в школу в Буссето. Так начался новый этап его жизни. В воскресные дни Джузеппе отправлялся в родную деревню, где играл во время мессы на органе. У Верди появился и преподаватель композиции — директор «Филармонического Общества» Буссето Фернандо Провези. Учитель занимался с мальчиком не только контрапунктом, он зародил в Джузеппе увлечение к серьезной литературе. Джузеппе заинтересовали Гёте, Шекспир, Шиллер, Данте.
В 1832 году он решил поступить в консерваторию Милана, но попытка была неудачной, потому что он играл на фортепиано только на начальном уровне и судьи отметили его уровень как весьма слабый. Тогда Верди стал брать частные уроки и посещать концерты.
По возвращении домой, Барецци предлагает Джузеппе место учителя музыки для своей дочери Маргариты. Вскорости молодые люди пламенно полюбили друг друга, и в 1836 году Джузеппе женится на дочери своего благодетеля. Но семейное счастье было недолгим. Оба их ребёнка умирают в младенчестве. Спустя несколько месяцев, в июне 1840 года, 26-летняя Маргарита скончалась от энцефалита. Верди, который в то время работал над своей новой оперой, был в шоке от их безвременной кончины.
И хотя в ноябре 1839 года в театре «Ла Скала» с большим успехом была поставлена его первая опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо» («Oberto, Conte di San Bonifacio»), личная трагедия и провал нового творения «Король на день» (итал. «Un giorno di regno») опустошили Верди, и он даже думал бросить оперу.
Но импресарио миланского театра Бартоломео Мерелли верил в дар композитора и, дав ему прийти в чувство, вручил либретто «Набукко» («Nabucco») по мотивам библейской истории о царе Навуходоносора. При чтении сценария, воображение Верди ожило. Успешный показ «Набукко» в 1842 году восстановил репутацию композитора. С тех пор она занимает стабильное место в репертуаре главных оперных театров мира. За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» («I Lombardi alla prima crociata») и «Эрнани» («Ernani»), которые имели триумф в Италии.
За следующее десятилетие, Верди обошёл все великие оперные дома Италии и создал 18 опер за 15 лет, кульминационными из которых стали — «Rigoletto» (1851), «Il Trovatore» («Трубадур», 1853), и «La Traviata» («Преступник», 1853). В каждой из них отражена особая сторона дарования композитора. Признание этих опер раскрыл перед Верди новые возможности. К нему стали приходить новые заказы.
В 1847—1849 годах Верди жил в Париже, здесь он познакомился со своей будущей 2-й женой певицей Джузеппиной Стреппони. Впрочем, свадьба состоялась только через 11 лет сожительства, несмотря на то, что зачастую в обществе на это смотрело с неодобрением.
В начале 1850-х годов Верди стал значимой международной фигурой, он выполнял поручения театра за пределами Италии — «Les Vepres siciliennes» («Сицилийская вечеря», 1855), «Don Carlos» (1867) для Парижа; «La Forza del destino» («Сила судьбы», 1862) для Санкт-Петербурга и «Aida» (1871) для нового Оперного дома в Каире.
В последнем творческом периоде Верди нужно отметить три музыкальные работы — «Аида» (1871), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893). Эти оперы считаются пиком его творчества.
Джузеппе Верди умер в Милане 27 января 1901 года.
Несмотря на то, что иногда оркестровка в Верди была мастерской, композитор рассчитывал в основном на свой мелодичный дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. На самом деле, весьма часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония сознательно аскетическая, и весь оркестр звучит, как единый аккомпанирующий инструмент. Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры мало внимания, так как ему недоставало школы и утонченности.
Тем не менее, было бы неверным заявлять, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел воспользоваться его до конца, когда ему это было необходимо. Более того композитору было свойственно оркестровое и контрапунктное новаторство, причём такое, что другие композиторы не осмелились заимствовать у него некоторые смелые приемы из-за их мгновенной узнаваемости.
Верди был первым композитором, намеренно искавшим такие сюжеты для либретто, которые бы лучше всего отвечали особенностям его композиторских способностей.
Верди стал одним из самых влиятельных композиторов XIX века, и по сей день его работы часто исполняются в оперных театрах по всему миру. Многие его произведения стали неотъемлемой частью массовой культуры.
Добавить комментарий