50 евро, Австрия («Юдифь II»)
В рамках нумизматической серии «Климт и его женщины» Монетный двор Австрии выпустил третью золотую монету «Юдифь II» с изображением известные полотна основоположника модерна в австрийской живописи.
На лицевой стороне в четырёхугольной рамке изображён фрагмент картины «Голая правда», которая хранится в Австрийской национальной библиотеке. По краям рамки (слева и сверху) указано название государства-эмитента — «REPUBLIK ÖSTERREICH», снизу — номинал монеты — «50 EURO». В левом верхнем углу — год выпуска монеты «2014».
На оборотной стороне представлен фрагмент картины «Юдифь II», из Галереи современного искусства Венеции.
Эмитированные и запланированные монеты серии:
- 2012 — Портрет Адели Блох-Бауэр I
- 2013 — «Ожидание»
- 2014 — «Юдифь II»
- 2015 — «Медицина»
- 2016 — «Поцелуй»
Коротко о монете: | Страна | Австрийская Республика |
Номинал | 50 евро | |
Дата выпуска | 19 февраля 2014 г. | |
Металл | Au 986 | |
Диаметр | 22,0 мм | |
Масса | 10,14 г (10,0 г чистого драг.металла) | |
Тираж | 30.000 (Proof) | |
Художники | аверс — Herbert Wähner реверс — Helmut Andexlinger | |
Гурт | гладкий | |
Серия | Густав Климт и его женщины | |
Монетный двор Австрии (Вена) |
Вновь мы возвращаем (см. также 2 евро Сан-Марино 2011 г.) к ветхозаветной истории о Юдьфь — женщине, избавившей Иудею от нашествия вавилонского полководца Олоферна. Её красота и ум пленили Олоферна. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову, родной город, который таким образом оказался спасён.
Густав Климт написал две картины на эту тему, известные как «Юдифь I» и «Юдифь II». Моделью для обеих картин (также как и для ещё двух работ Климта — «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Портрет Адели Блох-Бауэр II») была дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра — Адель Блох-Бауэр (1881—1925). В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт, которого с 1899 года связывала дружба с Адель Блох-Бауэр.
Его Юдифь — не библейская героиня, а скорее жительница Вены, его современница. На полотнах Климта она предстаёт в образе роковой женщины, музы и вампира, сексуальной приманки и символа упоения, несущего смерть.
При этом если в первой работе «Юдифь» (1901) она молодая соблазнительная женщина, которой можно любоваться и наслаждаться, а смерть мужчины это его плата за полученное удовольствие, то во второй работе «Юдифь II» (1909) эта уже зрелая женщина вамп, своего рода сказочное божество, нацеленное на убийство. Она требует дани и использует свою сексуальность, чтобы нести смерть. Без сомнения, Климт нашел в Юдифи обобщающий символ правосудия, которое женщина творит над мужчиной, искупающим смертью свою вину.
Полотно «Голая правда» (Nuda Veritas) вообще было вызовом общественности. Обнажённая рыжая женщина, подчеркнуто вульгарная и чувственная, олицетворяющая жизнь без лицемерных прикрас, держит зеркало истины.
Первоначально эскиз обрамляло высказывание Леона Шеффера: «Правда — это огонь, который освещает и испепеляет. Голая правда». Однако в окончательном варианте — на картине 1899 года — высказывание Шеффера было заменено цитатой из Шиллера: «Если не можешь угодить всем, понравься немногим. Нравиться многим — плохо».
Добавить комментарий