Три монеты родом из Литвы
Литовский монетный двор хорошо известен на рынке применением инновационных технологий и прекрасными результатами, достигнутыми в том числе при производстве монет нестандартной формы и с оригинальным дизайном. О том, какие необычные монеты были изготовлены в Литве за последние годы и как Монетный двор относится к инвестированию в новые технологии, журналу «Золотой червонец» рассказал его директор Саулюс Вайтекунас.
— Литовский монетный двор отчеканил много монет не только для Банка Литвы, но и для других национальных банков. Какие работы можно назвать наиболее
интересными?
— Мне кажется, если говорить о монетах необычной формы, то можно выделить три из них, отчеканенные на Монетном дворе Литвы за последние годы. Первая монета называется «Форма».
Интересен процесс её создания. Национальный банк Литвы объявил конкурс среди художников на лучший дизайн для этой монеты. Но у конкурсантов не было четкого технического задания. Авторы могли представить любую идею. Никаких границ для творческой мысли. В конкурсе приняло участие множество художников, представивших столько разных и необычных идей, что они могли стать основой для художественного оформления не одной монеты. Но лучшим был признан эскиз, на котором была изображена монета изогнутой формы с элементами оптической иллюзии, изобразить которую с помощью чеканки очень сложно. По задумке автора, на одной стороне монеты помещено скрытое изображение всадника — Витиса, показанного на государственном гербе Литвы. Фигура всадника заметна только при внимательном рассмотрении. Она состоит из мелких штрихов, которые складываются в образ при определённом угле зрения на монету. На другой стороне изображены ритмично вращающиеся окружности и сфера в центре. Все эти элементы должны создавать ощущение движения пространства на монете.
— Наверняка работа технологов после выбора такого эскиза оказалась весьма непростой…
— Да, технологам предстояло претворить эту идею в металле. Размеры монеты заданы не были, только вес, поэтому решено было сделать монету максимально большого диаметра. Для её чеканки необходимо было изготовить нестандартный инструмент.
Также было использовано моделирование. Создавалось несколько спецификаций заготовок, на основе которых чеканились макеты монет, затем решалось, какую именно спецификацию лучше выбрать. Сложно оказалось выполнить полировку инструментов, поскольку поверхность монеты не плоская, а сферическая, а на ней есть много мелких элементов, которые надо отполировать до зеркального блеска.
— Тем не менее, сложности оказались позади…
— Мы их преодолели: нашли нестандартные решения, изготовили рабочий инструмент. Причем все было сделано в короткие сроки — в целом, работа над монетой заняла около четырёх месяцев.
— А вторая монета?
Это латвийская коллекционная монета «Балтарс. Фарфор». Она копирует форму тарелки и имеет красочный рисунок на поверхности. В данной работе самым сложным было перенести рисунок на поверхность монеты без всяких погрешностей. Не могу сказать, что работа над этой монетой была для нас сложной, однако было много мелких технических вопросов, которые нам пришлось решить. В том, чтобы точно перенести все цвета на неровную поверхность монеты и отчеканить её в тираже, был некий технологический вызов. Теперь у нас уже есть опыт производства таких монет, и мы можем его повторить.
— И какая третья монета необычной формы?
— Эту монету мы также изготовили для Банка Латвии. Она называется «Предпринимательство». Монета демонстрирует, как инновационные идеи могут быть реализованы с помощью нестандартных технологий. Одна из сторон данной монеты имеет очень высокий рельеф и 25 граней. Количество граней символизирует 25 лет деятельности латвийских предпринимателей после обретения страной независимости. По замыслу авторов, её грани должны сверкать, как на ювелирном украшении, поэтому все они имеют разную обработку. На другой стороне на монету нанесен QR-код с посланием для следующего поколения.
Во время производства этой монеты мы столкнулись и с проблемой создания заготовок, и со сложным процессом изготовления чеканочного инструмента. Для обработки инструментов использовался лазер. Честно говоря, лет 10 назад без лазерной технологии создать такую монету было бы невозможно. Стоит отметить, что эту монету мы также изготовили в очень короткие сроки.
— Нужны ли такие монеты покупателям?
— Эти монеты очень востребованы на рынке. Они привлекают не только изящным дизайном, но и многообразием деталей. Такие монеты, как правило, затрагивают чувства и эмоции покупателей.
— Для изготовления технологически сложных монет необходимы новые инструменты. Есть ли смысл во вложении денег в производство таких монет?
— Траты на новые разработки закладываются в ту сумму, которую мы заявляем, участвуя в тендере. Конечно, есть риск того, что вложения будут больше, но перед изготовлением всех монет мы делаем калькуляцию, учитывая элемент погрешности. Нужно сказать, что, рассчитывая стоимость производства монет, о которых мы говорим, мы не сильно промахнулись. Самой дорогостоящей была работа над монетой «Предпринимательство». В результате мы не получили прибыли, но убытков больших не понесли. Можно сказать, что вышли «в ноль».
— А если затраты всё-таки больше заявленной во время тендера суммы?
— Тогда это проблемы Монетного двора, потому что сумма контракта фиксирована, её невозможно изменить.
— То есть такая игра стоит свеч?
— Конечно. Изготовив эти монеты, мы приобрели опыт и можем идти дальше. Конечно, в каждой из таких монет используются ноу-хау, даже в мелких деталях, которые со стороны, возможно, и не видны. Но пока мы не решим всех, даже мелких вопросов, связанных с производством, мы не получим результат. Постепенно, шаг за шагом, все складывается.
— Что сейчас Литовский монетный двор готов предложить рынку?
— У нас нет ограничений, мы готовы на всё и открыты абсолютно всему. У нас сейчас молодая команда специалистов, которым по силу решение новых задач. Можно сказать, что мы голодные до новых проектов. А также мы очень позитивные и можем сделать всё, что требуется рынку.
Татьяна Балуева
«Золотой червонец» № 4 (41) 2017
Добавить комментарий