5 евро, Австрия (200 лет со дня смерти Йозефа Гайдна)
Австрийская Республика в 2009 году выпустила уже три коллекционных монеты. Рассмотрим подробнее каждую :)
Первым вышел 5-евровик посвященный 200-летию со дня смерти великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. На аверсе монеты имеется портрет самого музыканта (слева) и две его скрипки (справа), так же имеются его имя «Joseph Haydn» и даты жизни (1732–1809). Реверс монеты – стандартный для австрийских 5-евровых монет: по кругу, вокруг номинала монеты, расположены 9 гербов Федеральных земель Австрии.
Коротко о монете:
Номинал: 5 евро
Дата выпуска: 14 января 2009
Металл: Ag 800
Тираж: 450.000 (UNC), 100.000 (BU)
Масса: 8 г
Диаметр: 28,5 мм
Дизайнер: Helmut Andexlinger
Гурт: гладкий
Австрийский Монетный двор
Франц Йозеф Гайдн (нем. Joseph Haydn) (31.03.1732 — 31.03.1809) — великий австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией. Родители, серьёзно увлекавшиеся пением и музыкой, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 г. отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 г. Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре. Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но и единственной школой. Способности мальчика быстро развивались.
В 1749 г. Йозеф ушёл из хора и стал свободным музыкантом. Последующие 10 лет Йозеф брался за различную работу, параллельно он старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание.
В 1759 г. композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Под началом Гайдна оказывается небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии.
В 1761 году Гайдна взяли вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер. За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. В 1790 г. после смерти Миклоша Эстерхази, оркестр был распущен. Но уже в 1791 г. Гайдн получает контракт на работу в Англии. Две поездки в Лондон, где он написал свои лучшие симфонии для концертов Соломона, ещё более упрочили славу Гайдна.
Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года».
В 1792 г., он познакомился с молодым Бетховеном и берет его в ученики. В области инструментальной музыки Гайдн по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях — «Сотворение мира» (1798 г.) и «Времена года» (1801. Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.
Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802 г.) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1803 г.).
В 1804 Гайдн был избран почетным гражданином Вены. К этому времени он практически перестал сочинять. В последние годы он дважды продиктовал свои мемуары и подготовил каталог своих произведений. Полный тематический каталог музыки Гайдна был составлен только в середине 20 в. голландским музыковедом А. ван Хобокеном. В гигантском по объему наследии Гайдна есть произведения, которые до сих пор не записаны и почти не исполняются.
Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, оперы. Последние наброски относятся к 1806 г., после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался великий композитор в Вене 31 мая 1809 г.
Добавить комментарий