Print This Post  

100 евро, Ватикан (Сикстинская капелла: Сотворение Адама)

В 2008 Ватиканом была выпущена первая монета достоинством 100 евро, она посвящена 500-летнему юбилею начала росписи свода Сикстинской капеллы знаменитым мастером Возрождения Микеланджело Буонарроти.

Эта монета имела громадную популярность среди коллекционеров. Небольшой тираж (меньше тысячи), популярность монет из драгметалла (как цель вложения капитала), «родина» монеты – все это сыграло на популярности монеты. В результате, за несколько дней после начала продаж, ее рыночная стоимость рванула с 980 до 4000 евро (сейчас ее продают по цене ок. 4900 евро). Сейчас это самая ценная евромонета (если не считать килограммовых «тяжеловесов», чья стоимость рассчитывается в первую очередь по массе драгоценного металла).

Тема «Сикстинская капелла» продолжена в 2009 году монетой одинакового номинала.

На аверсе монеты выгравирован портрет Папы Римского Бенедикта XVI и указан год выпуска монеты латинскими цифрами (MMVIII). На реверсе монеты изображен фрагмент фрески Микеланджело — «Сотворение Адама».

Коротко о монете:

Номинал: 100 евро
Дата выпуска: 24 июня 2008
Металл: Au 917 (Proof)
Тираж: 960
Масса: 30 г
Диаметр: 35 мм
Гурт: гладкий с надписью (COOPERATORES VERITATIS + MMVIII +)
Дизайнер и гравёр: Uliana Pernazza
Итальянский монетный двор

Ватикан, 100 евро, 2008, Сикстинская капелла, аверс100 евро, аверс

Ватикан, 100 евро, 2008, Сикстинская капелла, реверс100 евро, реверс


При папе Сиксте IV (1471—1484) в Ватикане было проведено множество преобразований. При нем была сооружена знаменитая Сикстинская капелла — величайший памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения.

Строительство капеллы, а также наблюдение за исполнением настенных росписей,   было поручено флорентийскому архитектору Дольчи. Сикст IV заказал архитектору такое здание, которое бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского папы.

Поэтому внешне капелла была построена в форме бастиона. Стены капеллы расписывали величайшие мастера того времени. В 1481—1483 гг. Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другие мастера во времена Сикста IV. В 1508—1512 гг. Микеланджело расписывал свод по заказу папы Юлия II. А в 1536—1541 гг. Микеланджело расписывал алтарную стену — фреска «Страшный суд» по заказу папы Павла III.

Сотворение Адама (Создание человека), Микеланжело Буонарроти Michelangelo Buonarroti, 1510 год, 280 х 570 см, Четвертая фреска из 9 центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, Сикстинская капелла, Рим, Ватикан (Sistine Chapel, Vatican)
Сотворение Адама (Создание человека), Микеланжело Буонарроти, 1510 год. 280 х 570 см. Четвертая фреска из 9 центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.
 

В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело долго отказывался, т.к. не считал себя живописцем, (к этому времени он был уже известным скульптором), и всячески уклонялся от росписи, предлагая поручить это дело Рафаэлю. Однако воля папы была непреклонной, и художнику, в конце концов, пришлось согласиться. В августе 1508 года Микеланджело поднялся на специально построенные для росписи леса. Микеланджело добился от папы разрешения писать на потолке все, что ему подскажет его фантазия: он решил украсить весь потолок фресками на библейские сюжеты.

Мастер расписал почти 550 квадратных метров свода! При этом весь потолок, находящийся на 26-метровой высоте, воспринимается как единое целое. Здесь все эпизоды, зафиксированные в книге Бытия – от сотворения мира до потопа. Микеланджело работал один, отказавшись от помощников, которые, как он считал, не выполняют его требований. Работа затягивалась, что вызывало недовольство папы. Наконец труд был завершен; его результатом стало одно из прекраснейших произведений мирового искусства – Сикстинская капелла.

"Страшный суд"

"Страшный суд"

Во время посещения скульптором Рима папа Климент VII пожелал, чтобы Микеланджело расписал, алтарную стену Сикстинской капеллы изображением «Страшного суда». В 1534 году почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы. Когда через пять лет художник продемонстрировал готовую работу, понтифик в восхищении пал на колени.

«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные, споры, как со стороны его поклонников, так и со стороны противников. Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой (в 1980-е годы часть драпировок была снята), а в 1596 году другой папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд». Только заступничество художников из Римской академии Святого Луки удалось убедить папу не совершать этого варварского акта.

С конца XV века, в Капелле проходят конклавы кардиналов, избирающие нового понтифика. Первым Конклавом, прошедшим в капелле был Конклав 1492 года, на котором был избран папа Александр VI.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*