Монеты серии «Шедевры скульптуры в Ватикане» 2009 года
В нынешнем году в рамках серии «Шедевры скульптуры в Ватикане» Ватикан выпустил две золотых монеты: «Добрый Пастырь» и «Лаокоонт» достоинством 20 и 50 евро соответственно.
На аверсе обеих монет традиционно размещен портрет Папы Римского Бенедикта XVI, а так же год выпуска монеты латинскими цифрами (MMIX). На реверсе монеты достоинством в 20 евро изображен а скульптура «Доброго Пастыря». На 50-евровой монете — скульптура «Лаокоонт» из ватиканского музея Пия-Климента.
Коротко о монетах:
Номинал: 20 евро/ 50 евро
Дата выпуска: 18 ноября 2009
Металл: Ag 917 (Proof)
Тираж: 2.934/ 2.930
Масса: 6 г/ 15 г
Диаметр: 21 мм/ 28 мм
Толщина: 1.4 мм/ 1.8 мм
Гурт: ребристый с гладкими участками/ гладкий с надписью
Дизайнер: Daniela Longo
Гравер: Uliana Pernazza
Итальянский монетный двор
Лаокоонт (Лаокоон) — в греческой мифологии жрец Аполлона в Трое. Сын Акета (так у Гигина), брат Анхиса, жрец Аполлона. Взял жену против воли Аполлона и произвел на свет детей; по Евфориону, Аполлон гневался на него, ибо тот сочетался с женой перед его статуей. По версии, сын Антенора. Его два сына были близнецами.
Прорицатель, предостерегавший сограждан не вводить Троянского коня в город. Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. По другому рассказу, это произошло из-за гнева Афины, и змеи укрылись под щитом у ног статуи Афины (либо змеи приплыли с островов Калидны и превратились в людей). Троянцы решили, что это произошло, так как Лаокоон метнул копье в троянского коня. По Арктину, змеи убили Лаокоонта и одного из его сыновей. По одному из вариантов мифа, змеями были задушены только его дети. Сам он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу.
Знаменитая группа «Лаокоон», работа родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Афинодора, была в 1506 г. откопана в Риме, теперь находится в Ватикане, в музее Пия-Климента. Послужила сюжетом для трактата Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии».
История о Лаокооне также нашла отражение в живописи — например, Эль Греко написал несколько картин, на которых изобразил жреца и его сыновей.
Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя. Иисус изображается виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи
Слова из Ветхого завета: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных»
Данная литературная метафора стала источником для особого типа символического изображения Христа в виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи. «Овца, несомая на плечах пастыря, символизирует христианина, находящегося в надежных руках Господа».
Пастырь обычно ребенок или безбородый юноша (согласно эллинистическому идеалу красоты), он имеет трость, посох или флейту (дудку) — традиционные пастушеские атрибуты, одет в короткую тунику, перепоясанную по чреслам, обычно с короткими волосами и правильными чертами лица.
Для раннехристианского искусства изображение Иисуса в образе Доброго Пастыря имело особенное значение. Причины такого отношения кроются в осуждении изображений Бога и запреты на их создание, которые в большом количестве рассыпаны по библейскому тексту. Верующим потребовались века, размышления выдающихся Отцов Церкви и Соборные решения, чтобы выработать ту концепцию религиозного искусства, которую мы имеем по сей день (тем не менее, в VIII веке буквализм чтения библейского текста все же привел к эпохе иконоборчества, несколько раз повторявшейся и в последующие века).
А Добрый Пастырь по сути не являлся «портретом» Иисуса, а был аллегорическим изображением. Поэтому, наряду с ихтисом, он стал первым изображением Христа, пускай и символическим. (Кроме того, похожий на изображения языческих божеств, он был и безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина). Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и проообразом грядущего Царства Божие.
Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах. В 210 году н.э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках.
Самыми превосходными образцами являются мраморные статуэтки ранних веков христианства, выполненные мастерами, владевшими техникой классической античной скульптуры. Также встречается в рельефах на саркофагах. Иконописные изображения крайне редки. Наиболее известное мозаическое изображение Доброго Пастыря в мавзолее Галлы Плацидии (Равенна, Италия), датируемое 440-ми годами.
Мотив «Доброго пастыря» в искусстве исчезает полностью в Средневековье, чтобы вновь, с гораздо меньшей популярностью, вернуться в западноевропейском искусстве в XV—XVI вв. в убранстве церквей — скульптуре, витражах. В следующий период — XVII—XVIII века, он иногда встречается в комбинации с Божественной Пастушкой, и целиком исчезает в XIX веке.
Добавить комментарий