Испания, 2010 (Серия «Испанские художники» — Хосе де Гойя)

Комментариев нет 18 июля 2010  Print This Post

В этом году выходит уже третий цикл испанских монет серии «Pintores Españoles» («Испанские художники») — первые были посвящены Диего Веласкесу и Сальвадору Дали. Пять новых  монет посвящены королевскому художнику  и гравёру Франсиско Хосе де Гойя.

10 евро

На аверсе монеты изображен автопортрет художника (1815), над портретом полукругом надписи: «ESPAÑA 2010», справа фамилия художника — «Goya».

На реверсе — картина, написанная маслом на стене дома художника «Дуэль на дубинках» (1819—1823). На картине изображены двуе мужчин, борющиеся дубинками, стоя по колена в грязи и песке. Над картиной — знак монетного двора Испании и название серии: «Pintores Españoles», также указан номинал монеты — «10 EURO».

Коротко о монете:

Номинал: 10 евро
Дата выпуска: май 2010 г.
Металл: Ag 925
Тираж: 10.000
Масса: 27 г
Диаметр: 40 мм
Качество чеканки: Proof
Гурт: рифлёный
Монетный двор Испании

Испания, 10 евро, Хосе де Гойя, аверс10 евро, аверс

Испания, 10 евро, Хосе де Гойя, реверс10 евро, реверс

10 евро

На аверсе монеты изображен автопортрет художника (1815), над портретом полукругом надписи: «ESPAÑA 2010», справа фамилия художника — «Goya».

На реверсе — картина «Сбор винограда» (1786), над картиной — знак монетного двора Испании и название серии: "Pintores Españoles", также указан номинал монеты — «10 EURO».

Коротко о монете:

Номинал: 10 евро
Дата выпуска: май 2010 г.
Металл: Ag 925
Тираж: 10.000
Масса: 27 г
Диаметр: 40 мм
Качество чеканки: Proof
Гурт: рифлёный
Монетный двор Испании

Испания, 10 евро, Хосе де Гойя, аверс10 евро, аверс

Испания, 10 евро, Хосе де Гойя, реверс10 евро, реверс

10 евро

На аверсе монеты изображен автопортрет художника (1815), над портретом полукругом надписи: «ESPAÑA 2010», справа фамилия художника — «Goya».

На реверсе монеты изображена картина «Маха одетая» (1801—1803), которая составляет пару с картиной «Маха обнажённая». Сверху стоит знак монетного двора Испании и название серии: "Pintores Españoles", также  указан номинал монеты — «10 EURO».

На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв. Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи. Доподлинно неизвестно, кто послужил моделью для картин. Наиболее распространённым является мнение, что натурщицей была Герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения.

Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою. Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо.

Коротко о монете:

Номинал: 10 евро
Дата выпуска: май 2010 г.
Металл: Ag 925
Тираж: 10.000
Масса: 27 г
Диаметр: 40 мм
Качество чеканки: Proof
Гурт: рифлёный
Монетный двор Испании

Испания, 10 евро, Хосе де Гойя, аверс10 евро, аверс

Испания, 10 евро, Хосе де Гойя, реверс10 евро, реверс

50 евро

На аверсе монеты изображена картина «El Garrochista» (1791—1792), над картиной полукругом надписи:«ESPAÑA 2010», справа фамилия художника — «Goya».

На реверсе — картина «Шабаш ведьм» (1798), над изображением — знак монетного двора Испании и название серии: "Pintores Españoles", справа от портрета указан номинал монеты — «50 EURO» в две строки.

Garrochista — это всадник с копьём в корриде. Полотно примечательно тем, что под ним был обнаружен портрет Мануэля Годоя.  И это не единственный случай, когда Гойя писал свои новые картины поверх уже законченных ранее произведений.

Коротко о монете:

Номинал: 50 евро
Дата выпуска: май 2010 г.
Металл: Ag 925
Тираж: 6.000
Масса: 168,75 г
Диаметр: 73 мм
Качество чеканки: Proof
Гурт: гладкий
Монетный двор Испании

Испания, 50 евро, Хосе де Гойя, аверс50 евро, аверс

Испания, 50 евро, Хосе де Гойя, реверс50 евро, реверс

400 евро

На последней монете серии изображены карандашные рисунки из серии сатирических оффортов на политические, социальные и религиозные порядки «Капричос».

На аверсе — изображен «Автопортрет». Сверху полукругом надписи: «ESPAÑA 2010», справа фамилия художника — «Goya».

На реверсе — рисунок «Volavérunt» («Они взлетели») (1797), сверху — знак монетного двора Испании и название серии: "Pintores Españoles", также указан номинал монеты — «400 EURO» в две строки.

Коротко о монете:

Номинал: 400 евро
Дата выпуска: май 2010 г.
Металл: Au 999
Тираж: 3.000
Масса: 27,0 г
Диаметр: 38 мм
Качество чеканки: Proof
Гурт: рифленый
Монетный двор Испании

Испания, 400 евро, Хосе де Гойя, аверс400 евро, аверс

Испания, 400 евро, Хосе де Гойя, реверс400 евро, реверс


Франсиско Гойя-и-Лусиентес. Живописец. (Автопортрет)

Франсиско Гойя-и-Лусиентес. Живописец. (Автопортрет). Из серии офортов "Капричос"

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes) (30 марта 1746 — 16 апреля 1828) — испанский художник, гравёр.

Франсиско де Гойя родился в 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. В 1760 году семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.

В 1771 году, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771—1772).

Франсиско де Гойя. Автопортрет (1815, Музей Прадо, Мадрид)

Франсиско де Гойя. Автопортрет (1815, Музей Прадо, Мадрид)

Около 1773 г. Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу, и работал у него в мастерской. Байеу был тогда официальным придворным художником. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 гг. 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Эти работы принесли Гойе известность. В 1780 году Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795 — директор её живописного отделения), а в 1786 г. был назначен придворным живописцем; после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 г. его первым живописцем.

Гойя был женат на сестре Франсиско Байеу — Хосефе Байеу. Его брак с Хосефой продолжался около сорока лет, однако не был счастливым — из-за частых любовных похождений супруга и тяжелого характера жены.

В 1808 г. Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).

El Garrochista
El Garrochista (1791—1792, Музей Прадо, Мадрид)
 

Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно. Гойя остался совсем один. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820—1823, росписи находятся сейчас в Прадо).

Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе со своей новой семьёй выезжает во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 г. и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.

Франсиско де Гойя как художник опередил свое время настолько, что его работы почти всегда кажутся нам созданными нашим современником. За исключением немногих работ, все его творчество — смелый поиск, подлинное новаторство, социальное и революционное.

Редкий дар наблюдательности делал его особенно способным к портретным работам, превосходные образцы которых можно видеть теперь в мадридском музее Прадо. Большинство и других произведений этого в высшей степени самобытного и национального художника находится в Испании.

Страницы: 1 2

Оставить Ответ