Италия, 2010 (серия «Искусство Европы»)
Последними итальянскими монетами уходящего года является девятый выпуск монет серии «Искусство Европы». Ежегодно в рамках серии выходят по две золотых монеты. Каждая их них посвящена искусству какой-то из стран Европы. Выпуск 2010 года посвящён Швеции и Венгрии. Соответственно, вендельскому шлему и художнику Палю Синьеи-Мерше.
Коротко о монетах: | Страна | Италия |
Номинал | 20 евро/ 50 евро | |
Дата выпуска | 15 ноября 2010 | |
Металл | Au 900/ Au 900 | |
Диаметр | 21 мм/ 28 мм | |
Масса | 6,45 г/ 16,13 г | |
Гурт | рифлёный | |
Тираж | ||
Художник | E.L. Frapiccini | |
Серия | Искусство Европы | |
Итальянский монетный двор |
Завершающим периодом германского железного века, а также, эпохи великого переселения народов являлся Вендельский период в истории Швеции (550—793).
К VI веку миграции и потрясения в Центральной Европе пошли на спад, и появились два центра власти: королевство Меровингов и славянские княжества в Восточной Европе и на Балканах. Третьим центром власти стала католическая церковь, влияние которой неуклонно расширялось.
Это было время становления в Скандинавии дружинной культуры и зарождения аристократии. Однако здесь всё ещё сохранялась традиционная клановая структура германского общества. Центром религиозной и политической жизни была, вероятно, Старая Уппсала в Уппланде (центрально-восточная часть Швеции), где находились священная роща и Королевские курганы.
Поддерживались активные контакты с Центральной Европой. Скандинавы продолжали экспортировать железо, мех и рабов. Взамен они приобретали предметы искусства и новые технологии.
Это было время расцвета ремесел и прикладного искусства, в том числе оружейного ремесла. Погребения знати вендельского периода содержат, наряду с другими находками, множество предметов вооружения. Одним из самых ярких примеров этого является серия богато украшенных шлемов, получивших общее наименование «вендельских». Всего их найдено несколько десятков. Большинство найденных таких шлемов относятся к VII—VIII векам, хотя есть и экземпляры VI века.
Шлемы вендельского типа использовались, вероятно, во всем скандинавском регионе, однако наибольшее число находок происходит из области Уппланд и с острова Готланд (Швеция). Наиболее известны находки из Уппланда. Здесь найдено не менее 12 шлемов, из них 8 реконструированы и опубликованы. Основная часть их происходит из захоронений Венделя (Vendel) и Вальсгерде (Valsgarde).
Скорее всего, прототипами вендельских шлемов являлись шлемы древнеримских легионеров. Именно к римским образцам восходят такие детали, как нащечники, гребни. Шлемы, составленные из двух половин, соединенных продольной полосой, также широко применялись в Римской и Византийской империях в IV—V вв.
Пал Синьеи-Мерше (венг. Pál Szinyei Merse) (4 июля 1845— 2 февраля 1920) — крупнейший венгерский художник, основоположник импрессионизма в венгерской живописи.
Синьеи-Мерше родился в дворянской семье. Начал занятия живописью ещё в школе в Венгрии, затем с 1864 года учился в академии в Мюнхене. С 1867 по 1869 год был учеником художника академического направления Карла Пилоти. После окончания академии жил в Мюнхене до 1873 года. Мюнхен в это время был одним из крупнейших художественных центров Европы, и Синьеи-Мерше получил доступ к современному европейскому искусству. После окончания академии, под впечатлением работ французских художников, в первую очередь Гюстава Курбе, Эдуара Мане и импрессионистов, он полностью отошёл от академической манеры. В этот период он создал первые работы в стиле импрессионизма, когда-либо написанные центральноевропейским художником. В этот период он придавал большое значение цвету и освещению. Напротив того, в его работах полностью отсутствует строгость композиции. Наиболее значительной его работой мюнхенского периода является «Пикник в мае» (1873).
Однако Синьеи-Мерше не имел успеха у художественной критики, не сумевшей в полной мере оценить его новаторский стиль. В 1873 году художник женился и переехал в своё родовое имение в Ернье. На десять лет он полностью оставил занятия живописью, затем сделал попытку возвращения, отправив свои работы на выставку в Вену, но снова был встречен недоброжелательно, и вновь отошёл от живописи.
Следующая попытка Синьеи-Мерше возврата к живописи пришлась на 1894 год и была успешной. За это время художественный климат Венгрии сильно изменился, впитав влияния импрессионизма и постимпрессионизма, а сам художник разработал более сдержанную манеру. После 1894 года он работал без перерывов, регулярно выставлялся, а в 1905 году был назначен директором Училища Декоративного искусства (позже Академии Художеств). В последние десятилетия жизни Синьеи-Мерше был одной из наиболее влиятельных фигур венгерской живописи, хотя ему уже не удалось достичь свежести и новизны стиля своих ранних работ.
Добавить комментарий