Print This Post  

Монеты серии «Шедевры скульптуры в Ватикане» 2010 года

Ватикан продолжает нумизматическую серию «Шедевры скульптуры в Ватикане» в этом году в рамках серии вышли две золотых монеты: «Аполлон Бельведерский» и «Август из Прима-Порта» достоинством 20 и 50 евро соответственно.

На аверсе обеих монет традиционно размещен портрет Папы Римского Бенедикта XVI, а так же год выпуска монеты латинскими цифрами (MMX). На реверсе монеты достоинством в 20 евро изображена скульптура «Аполлон Бельведерский». На 50-евровой монете — скульптура «Август из Прима-Порта». Они хранятся в музеях Ватикана.

Коротко о монетах: Страна Ватикан Ватикан
Номинал 20 евро/ 50 евро
Дата выпуска 12 октября 2010 г.
Металл Ag 917 (Proof)
Диаметр 21 мм/ 28 мм
Масса 6 г/ 15 г
Толщина 1.4 мм/ 1.8 мм
Гурт рифлёный с гладкими участками/ гладкий с надписью
Тираж 3.050/ 3.050
Дизайнер Orietta Rossi
Гравер Maria Carmela Colaneri
Серия Шедевры скульптуры в Ватикане
Итальянский монетный двор

Шедевры скульптуры в Ватикане. 2010, 20 евро20 евро, аверс

Шедевры скульптуры в Ватикане. 2010, 20 евро20 евро, реверс

Шедевры скульптуры в Ватикане. 2010, 50 евро50 евро, аверс

Шедевры скульптуры в Ватикане. 2010, 50 евро50 евро, реверс


 

 Аполлон Бельведерский, ок. 330—320 до н. э., мрамор. Музей Пия-Климента, Ватикан

Аполлон Бельведерский, ок. 330—320 до н. э., мрамор. Музей Пия-Климента, Ватикан

Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара высотой 2,24 м (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330—320 до н. э.)

Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. По поводу датировки мраморной римской копии мнения исследователей существенно расходятся.

Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 гг. на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х гг. итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.


 

 Август из Прима-Порта, I век, мрамор. Музей Кьярамонти, Ватикан

Август из Прима-Порта, I век, мрамор. Музей Кьярамонти, Ватикан

Август из Прима-Порта — более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле жены императора Августа. Вилла обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта, который в античные времена называли Ad Gallinas Albas. Статуя высотой 2,04 метра является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной. В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.

Август представлен обращающимся с речью к войску, в позе оратора, с поднятой правой рукой. На груди его — панцирь, украшенный рельефами, в центре которого изображен парфянин, передающий римскому полководцу знаки легиона, захваченные парфянами в 40 году до н. э. и возвращенные в 20 году до н. э. римлянам в результате дипломатических переговоров. По сторонам — фигуры, олицетворяющие побежденные Августом Германию и Дакию. Выше — колесница с Гелиосом, Аполлоном и Артемидой. Рельефы создают декоративный эффект на гладкой поверхности панциря. Бедра Августа охватывает перекинутый через левую руку плащ, расположенный красивыми складками. Построение статуи свидетельствует об изучении мастером искусства классической Греции. Подобно скульптурам Поликлета и Лисиппа, Август изображен опирающимся на правую ногу, левая свободно отставлена назад. Однако протянутая вперед рука — этот чисто римский жест оратора — изменяет основной ритм фигуры. Героическая нагота греческих статуй носит здесь условный характер — обнажены только ноги Августа. Нагота их своеобразно сочетается с одеждой римского полководца — туникой и панцирем. Символична и фигура амура на дельфине. Голова статуи из Прима Порта — сложившийся тип портретов Августа зрелого возраста: прямой лоб, небрежная прическа падающих на лоб волос с характерным разделением прядей над правым глазом, красивый, чуть изогнутый нос, тонкие, плотно сжатые губы, спокойный и ясный взгляд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*