Ирландия, 20 евро (Ирландское монашеское искусство)
Очередная ирландская золотая монета, эмитируемая в мае, напомнит нам о нелёгком, но весьма важном труде монахов-переписчиков Средневековья. Ведь в то время для сохранения знаний книги копировались вручную. Одним из примеров такой колоссальной работы ирландских монахов является манускрипт, получившего название «Келлская книга». Он является вершиной мастерства в создании рукописных книг в период с конца VI до начала IX века в монастырях Ирландии, Шотландии и северной Англии, а также в основанных выходцами из Ирландии и Англии монастырях на европейском континенте. Манускрипт хорошо сохранился. Книга осталась незаконченной, и некоторые миниатюры существуют только в набросках.
На аверсе монеты традиционно выгравирован герб Ирландской Республики. На реверсе изображён монах, работающий над рукописью. Слева в две строки указан номинал монеты «20 EURO». Сверху по окружности — название манускрипта «THE BOOK OF KELLS».
Коротко о монете: | Страна | Республика Ирландия |
Номинал | 20 евро | |
Дата выпуска | 9 мая 2012 г. | |
Металл | Au 999 | |
Диаметр | 11,0 мм | |
Масса | 0,5 г | |
Тираж | 12.000 (Proof) | |
Художник | Thomas Ryan | |
Келлская книга (также известная как Книга Колумбы, ирл. Leabhar Cheanannais, англ. Book of Kells) — иллюстрированная рукописная книга, созданная ирландскими монахами в конце VIII — начале IX веков. Первое письменное упоминание о ней содержится в «Анналах Ольстера», датированные 1006 годом. Там сказано, что книга была похищена из монастыря из-за своего роскошного оклада, а через несколько месяцев найдена, но все золото и драгоценности пропали.
Конец Евангелия от Иоанна и неизвестная часть предисловия книги утеряны. Возможно, это также произошло при похищении.
Келлская книга является одной из щедро украшенных изящными миниатюрами и орнаментами средневековых рукописей, дошедших до нас. Благодаря технике исполнения и красоте узоров, многие исследователи рассматривают её как значительное творение средневекового ирландского искусства. В её роскошном убранстве присутствуют символы, характерные не только для кельтов (известный орнамент «переплетающиеся линии»), но и для пиктов и англосаксов. Кроме того, в её оформлении заметны следы влияния Византии.
Манускрипт состоит из четырёх Евангелий на латыни, вступления и толкования, написанных на 340 пергаментных листах, называемых фолио. Большая часть листов является частью двойных страниц (разворотов), так называемых бифолий.
Рукопись хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия.
Согласно главной версии её происхождения, книга была создана в скриптории монастыря Святого Колумбы на острове Иона в конце VIII — начале IX века. После того, как монастырь был разгромлен норманнами, книга была перевезена монахами в Ирландию, в Келлское аббатство, откуда манускрипт и получил свое название.
Книга хранилась в Келлском аббатстве на протяжении почти всего Средневековья. Этот монастырь был основан в городе Келлс (графство Мит, Ирландия) в начале IX века, во времена постоянных вторжений викингов, монахами с острова Ионы. После того, как остров Ионы стал слишком опасным для жизни из-за набегов норманнов, большинство монахов перебралось в Келлское аббатство, которое стало центром монашеского общества, основанное святого Колумбы.
Келлское аббатство было распущено в ходе церковных реформ в XII веке. Монастырская церковь была превращена в приходскую. Здесь и продолжала храниться Келлская книга до 1654 года, когда кавалерия Оливера Кромвеля расположилась в этой церкви, и правитель города отослал книгу для её безопасности в Дублин. Книга была подарена Тринити-колледжу в Дублине в 1661 году Генри Джонсом, местным епископом. За исключением коротких периодов пребывания на выставках, Келлская книга находится в библиотеке этого колледжа с XVII века до сих пор.
В течение прошедших столетий книгу многократно переплетали и реставрировали. Во время переплетных работ в XVIII веке листе были обрезаны, чтобы привести их к одному формату, при этом фрагменты изображений были потеряны. Книга была переплетена в 1895 году, но этот переплёт быстро испортился. С конца 1920-х годов несколько листов сохранялось отдельно. В 1953 году рукопись была переплетена Роджером Пауэллом в четыре тома.
В 1951 году швейцарское издательство Urs Graf Verlag Bern выпустило факсимильное издание произведения. Большая часть страниц была воспроизведена в черно-белом варианте. 48 страниц, в частности, были воспроизведены в цвете, включая все полностраничные иллюстрации.
В 1979 году другое швейцарское издательство Faksimile-Verlag Luzern попросило позволение на выпуск полноцветного факсимиле-издания. Сначала Тринити-колледж отказал ему из-за опасения нанести урон книге. В 1986 году после разработки безопасного процесса для снятия фотокопий, который исключает касание страниц, разрешение было получено. Издание вышло в 1990 году в 2-х томах, в первом — факсимиле книги, во втором комментарии ученых. Доступна также CD версия с отсканированными изображениями страниц факсимиле-издания и комментариями исследователей.
Согласно исследованиям, над манускриптом работали как минимум трое переписчиков. Вполне вероятно, что в своей работе они часто полагались на свою память, а не на текст в книге-прототипе, так как в Келлской книге имеется множество отличий от известных канонических источников.
Текст украшен немыслимо сложными по технике исполнения рисунками на всю страницу, а также в самом тексте многократно встречаются небольшие художественные украшения. В книге используется широкая гамма цветов. Чаще встречаются пурпурный, сиреневый, красный, розовый, зелёный и жёлтый. Но, несмотря на общую роскошь книги, для её оформления не использовалось серебро и золото. Пигменты, использованные для создания чернил, импортировались практически со всей Европы, а редчайший и дорогой — лазурит — был привезен из Афганистана.
Все украшения в книге выполнены с высочайшим мастерством. Отдельные узоры можно различить только с помощью лупы. Узоры и орнаменты имеют много схожих черт с ювелирными украшениями и резьбой по камню, присущие той эпохе. Дизайн этих узоров часто используется и в сегодняшних ювелирных украшениях и татуировке.
Книга была предназначена скорее для использования во время богослужений, нежели для чтения. Большие, щедро украшенные Евангелия, такие как Келлская книга, обычно хранились в алтаре церкви и использовались только для чтения Евангелия во время мессы. Однако чтец, зачастую, не читал текст по книге, а цитировал по памяти. Как утверждается в «Хрониках Ольстера», книга была украдена из ризницы (где хранились сосуды, чаши и прочая утварь, используемая во время мессы), а не из монастырской библиотеки. Оформители книги, скорее всего, и имели в виду такое использование книги, чтобы она скорее выглядела роскошной, чем была полезной. В тексте имеются многочисленные неисправленные ошибки. Строки часто заканчивались в пустом месте сверху от главной строки. Номера глав, необходимые для использования канонических таблиц, так и не были проставлены на полях. В общем, всё делалось для того, чтобы не нарушить эстетику страниц.
Добавить комментарий