50 евро, Италия (Фауна в искусстве. Возрождение)
Вторая итальянская монета, эмитированная сегодня — золотой 50-евровик серии «Фауна в искусстве».
На лицевой стороне выгравировано изображение символа Флоренции — скульптура льва Мардзокко работы Донателло. По окружности — название государства-эмитента: «REPUBBLICA ITALIANA ·».
Образ оборотной стороны основан на медали, изготовленной Антонио Пизанелло вероятно в 1447 году для Джанфранческо I Гонзага, первого маркграфа Мантуи (1433—1444). Справа в две строки указан номинал монеты «50 EURO», ниже имеется знак Монетного двора Италии (буква «R»). Текст слева полукругом: «FAUNA NELL’ARTE». Снизу указан год эмиссии «2013».
Коротко о монетах: | Страна | Итальянская Республика |
Номинал | 50 евро | |
Дата выпуска | 6 июня 2013 г. | |
Металл | Au 900 | |
Диаметр | 28 мм | |
Масса | 16,13 г | |
Гурт | рифлёный | |
Тираж | 1.500 (Proof) | |
Художник | V. De Seta | |
Серия | Фауна в искусстве | |
Государственный полиграфический институт и монетный двор Италии |
Другим символом Флоренции является лев. Самая известная скульптура местного льва, именуемого Мардзокко, принадлежит резцу великого Донателло. Его скульптура держащая щит с гербом Флоренции датируется 1419—1920 годами. Раньше она была установлена на одной из главных площадей города — Синьории. Но потом, для сохранения скульптуры от воздействия окружающей среды, её перенесли в помещение музея скульптуры Барджелло, а на площади, под открытым небом, установили копию.
«Мардзокко» (Marzocco) с тосканского переводится как «маленький Марс». В Средние века считалось, что сама Флоренция посвящена этому богу войны. В те времена традиция символичного животного в итальянских городах была очень сильна, особенно в Северной и Центральной Италии. Это отражалось в различных гербах, а также в том, что богатые горожане держали у себя таких символичных животных (львов, волков, орлов и т. д.) — это считалось признаком власти и богатства.
Антонио ди Пуччо Пизано (Antonio die Puccio Pisano) был одним из популярных итальянских живописцев эпохи Возрождения. Родился он, вероятно, в Пизе (отсюда и прозвище — Пизанелло) приблизительно в 1395 году.
Творческое наследие Пизанелло включает большое количество картин, особенно портретов. В качестве художника-портретиста Пизанелло следовал тенденциям своего времени, в котором этот жанр искусства был ещё недостаточно развит. Однако, черты лица его героев, тонкая штриховка и внимание к деталям являются отличительными чертами его работ. Произведения художника хранятся в художественных собраниях Лондона, Бергамо, Вены и Парижа.
Для современников Пизанелло слыл мастером монументальной живописи. В Венеции в 1409—1415 годах вместе с да Фабриано Пизанелло работал над украшением Зала Большого совета во Дворце Дожей (оформление Зала погибло при пожаре в 1577 году). После внезапной смерти Джентиле в 1427 году Пизанелло продолжил начатую им роспись базилики Сан Джованни ин Латерано (также не сохранилась). В 1420-х годах работал над фресками в замке Висконти в Павии — они были уничтожены во время войны с Францией в 1527 году.
В 1448 году мастер переехал в Неаполь, где работал на короля Альфонсо V Арагонского. Здесь он оставался до 1450 года.
В 1438 Пизанелло создал свою первую медаль. На ней был изображен византийский император Иоанн VIII Палеолог. Сегодня медаль хранится в Национальном музее Барджелло, Флоренция. Этот год считается годом рождения ренессансного медальерного искусства. Популярность его объясняется тем, что возник большой интерес к античности. Монеты с изображением императоров стали объектом коллекционирования.
В 1441—1444 годах художник работал при дворе герцога Феррары Лионелло д’Эсте.
В 1446—1447 годах Пизанелло работает для семьи Гонзага в Мантуе. Здесь он исполняет свой последний цикл фресок, посвященный легендам рыцарей короля Артура. По неизвестным причинам, фрески остаются незавершенными. Для Гонзаго Пизанелло создал серию медалей. Он также работает для правителей Феррары, Чезена и Римини.
Большая часть монументальных росписей Пизанелло не дошло до наших дней. Его мастерство в качестве художника-декоратора судят по надгробию Никколо Бренцони и фрески «Легенда о Святой Георг», украшающую церковь Санта Анастасия в Вероне
Информация о последних годах его жизни отсутствует. Не известен и точный год его смерти. Предполагается, что он умер где-то в 1455 году.
Добавить комментарий