10 евро, Сан-Марино (100 лет со дня рождения Эмилио Греко)
Последняя серебряная монета Сан-Марино этого года посвящено 100-летней годовщине со дня рождения итальянского скульптора Эмилио Греко.
На аверсе монеты изображён герб Республики Сан-Марино, содержащий щит с изображениями трёх гор. На каждой из них находится башня, украшенная пером. Башни символизируют три крепости Сан-Марино — Гуаита, Честа и Монтале, а горы — три вершины Монте Титано. Девиз на ленте внизу: «LIBERTAS» (лат. «СВОБОДА»). Он выражает сохранение независимости страны в окружении больших государств. Окружающие герб дубовая и лавровая ветви означают стабильность и защиту свободы. Корона сверху обозначает суверенитет. Сверху вдоль буртика имеется название государства эмитента «REPUBLICA DI SAN MARINO». Внизу указано имя дизайнера «A. NAPOLIONE».
На реверсе представлена скульптура Греко — «La Pattinatrice» (ит. «Фигурист»), установленная в в центре города Сан-Марино. Справа от фигуры выгравировано имя скульптора в две строки «EMILIO GRECO», ниже указаны годы «1913 2013», также в две строки, а также расположен знак Государственного полиграфического института и монетного двора Италии (литера «R»). Слева указан номинал «10 EURO». Внизу расположено имя дизайнера, работавшего над монетой «L. DE SIMONI».
Коротко о монете: | Страна | Республика Сан-Марино |
Номинал | 10 евро | |
Дата выпуска | 13 ноября 2013 г. | |
Металл | Ag 925 (Proof) | |
Диаметр | 34,0 мм | |
Масса | 22,0 г | |
Тираж | 6.000 | |
Художник | аверс — Antonella Napolione реверс — Luciana De Simoni | |
Гурт | рифлёный | |
Государственный полиграфический институт и монетный двор Италии |
Итальянский скульптор-реалист Эмилио Греко (ит. Emilio Greco) родился 11 октября 1913 года в Катании. Он получил начальное обучение в школе бывшего монастыря Сан-Пласидо. Работал каменщиком.
Греко имел стремление к искусству, много рисовал. С 1940-х гг. начал поиск собственного стиля в скульптуре. Он отказался от разрушительных течений искусства XX века, предпочитая работать в реалистической манере.
Первый важный успех имел его монумент «Пиноккио и Фея» для города Коллоди. Занимался созданием скульптурных портретов, но со временем перешел к обобщенным образам, что позволило использовать его скульптуры для украшений интерьеров, в открытых садах, на международных выставках. Своеобразная подача образов, смелое исполнение даже неидеальных фигур при сохранении остроты первого впечатления сделали его популярным скульптором с международной славой.
В некоторых странах покупали целый ряд его скульптур и создавали открытые сады с его произведениями (сад скульптур Хаконе, Япония, сад скульптур в Брюсселе, Бельгия); часть скульптур художник дарил сам.
Среди произведений Эмилио Греко — бронзовые двери собора в Орвието и надгробие папы римского Иоанна XXIII в соборе св. Петра в Риме.
Кроме того, на протяжении всего творческого пути Греко не бросал рисование с натуры. Продуктивно занимался графикой, делал офорты. Объёмы фигур в офортах создавал системой перекрестных линий, напоминающей манеру высекания скульптур в мраморе. Излюбленный сюжет — влюбленные пары. В этой области тоже имел успех, что отразилось в приобретении его рисунков и офортов музейными коллекциями мира (постоянная экспозиция графического искусства Наро, Пушкинский музей в Москве и др.). Существуют даже музеи Эмилио Греко в Катании, Орвието, Сабаудии.
До 1960—1970-х годов Греко считался одним из крупнейших европейских скульпторов того времени
Но потом международные выставки прекратились, его работы перестали покупаться музеями и галереями, интерес к гению сошёл на нет и даже лондонская галерея Roland, Browse and Delbanco перестала поддерживать его.
После того как в 1970 году бронзовые двери собора в Орвието были установлены, карьера Греко закончилась. Он тихо жил в Риме до самой своей смерти 5 апреля 1995 года.
Добавить комментарий