Испанское Национальное наследие: Архитектурный ансамбль Эскориал
И вновь на испанской монете представлен Эскориал — величественный дворец и монастырь, воздвигнутый в XVI веке.
Как и на всех остальных монетах новой серии, на лицевой стороне монеты изображён логотип программы Национальное наследие — королевская корона, под которой стоит знак испанского монетного двора и выгравирована полукругом надпись «PATRIMONIO NACIONAL». Над короной указано название страны-эмитента и год эмиссии «ESPAÑA 2013». По окружности вдоль буртика расположены украшающие монету жемчужины.
На оборотной стороне представлен общий вид Эскориала. Сверху указан номинал монеты «5 EURO». Ещё выше полукругом указано название монастыря на испанском языке: «REAL SITIO DE SAN LORENZO DE EL ESCORIAL». Также как и на аверсе по окружности вдоль буртика расположены украшающие монету жемчужины.
Коротко о монете: | Страна | Королевство Испания |
Номинал | 5 евро | |
Дата выпуска | декабрь 2013 г. | |
Металл | Ag 925 | |
Диаметр | 33 мм | |
Масса | 13,5 г | |
Тираж | 7.000 (Proof) | |
Серия | Национальное наследие | |
Королевский монетный двор Испании |
Королевский дворец и монастырь Эскориал (исп. Monasterio de El Escorial) — архитектурный комплекс второй половины XVI века, который включал монастырь св. Лаврентия, библиотеку, госпиталь, усыпальницу испанских королей и резиденцию короля Испании Филиппа II. Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадарама.
История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армия Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Это произошло в день св. Лаврентия (San Lorenzo), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. Кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля». Филипп II искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных.
Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотесов найти место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далеко от новой столицы. Среди предложенных комиссией вариантов было и место в Сьерра-де-Гвадарама на расстоянии 45 км от Мадрида. Оно и понравилась королю.
Первым архитектором собора стал Хуан Баутиста де Толедо (ок. 1515—1567). Хуан Баутиста проработал всего восемь лет на посту придворного архитектора, но стал автором первого проекта нового комплекса с различными функциями, первой его архитектурной модели и вообще идейного замысла абстрактного прихоти короля в реальных формах.
Однако проект вызвал недовольство короля Филиппа II, который приказал отправить проектное решение Хуана Баутиста во Флоренцию на экспертизу. Художники флорентийской Академии раскритиковали проект, который поручили исправлять итальянцу Франческо Паточа из Урбино. Но после смерти Хуана Баутиста в 1569 году проект переделывал его помощник — Хуан де Эрэра (ок. 1530—1597), который прислушался к требованиям нетерпеливого Филиппа II, пережившего и этого архитектора. Де Эрэра принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу — помещения монастыря, на севере — дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.
Строительство началось в 1563 году и длилось 21 год. Королю принадлежит идея пристроек и увеличения размеров сооружения. Архитектор Хуан де Эрэра увеличил размеры сооружения, чтобы разместить больше монахов (Филипп II разрешил увеличить количество монахов нового монастыря с 50 до 100 человек). Были выделены значительные денежные суммы. Сюда везли лучшие на то время строительные материалы и изделия, как из Испании, так и из Европы, а также американских колоний — сосновый лес, светильники, кованые решетки, золотые сосуды, драгоценные ткани и вышивки, изделия из серебра и бронзы. Деревянная резьба была выполнена в Куэнка и Авиле, мрамор привезен из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. 13 декабря 1584 был положен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Ф. Костелло и др. Пригласили и армию итальянских художников и скульпторов, представителей стиля маньеризма.
И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Рибери, Цинтарэта, Коэльо.
Комнаты короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны очень просто. Кирпичный пол, гладкие беленые стены — всё было выдержано больше в традиционном духе испанского жилья и отвечало созданному образу Филиппа-монаха.
Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Возведенный из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени спокойно и уверенно. Эскориал представляет собой прямоугольник 208×162 м, который разделен на квадраты, напоминая тем самым решетку, на которой принял мученическую смерть святой Лаврентий. Решётку напоминают и фасады с многочисленными окошками. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 86 лестниц, 300 келий, 9 башен, 9 органов, 1200 дверей, 2673 окна и коллекция более чем из 1600 картин.
Четыре квадратных угловых башни внешних корпусов делают сооружение похожим на крепость, придавая ему неприступный и строгий вид. Две высокие колокольни рядом с входом в базилику, а также круглый купол церкви свидетельствуют о том, что религиозные компоненты комплекса преобладают над мирянами. Базилика является не только самым высоким, но и самым большим зданием в Эскориале. Королевский дворец существенно меньших размеров рядом с базиликой кажется её придатком. Его тесные комнаты очень просто обставлены.
В Эскориале расположены два больших музея. В одном из них представлена история строительства комплекса в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в 9 комнатах, хранятся полотна XV—XVII веков, начиная от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы. Особенно полно представлены художники фламандской школы и сам Тициан, придворный художник Карла V.
Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала — создание мавзолея для своего отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшмы был сооружен в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. Здесь захоронены практически все короли Испании, начиная с Карла V, а также королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола.
Собор вызывает удивление и подавленность. Его интерьер не имел украшений. Обычно испанские соборы имеют тесный, богато украшенный и затемнённый интерьер. Собор в Эскориале — наоборот, ясный, удивительно пустой, с оголенными стенами и куполом. Пол выложен серым и белым мрамором. Все это гигантских размеров, как и высокие пилястры с канелюры. Гигантские размеры имел и алтарь собора Сан Лоренцо в четыре яруса. Архитектурный алтарь выполнен из тёмно-красного мрамора и темно-зеленой яшмы Тортосы.
Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главный заалтарный образ спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эрэра. Между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой. Скульптуры евангелистов, отцов Церкви и святых выполнили мастера из Милана — Леоне Леони и его сына Помпея Леоне. В центре второго яруса — икона сжигания св. Лаврентия, которому посвящен храм. Теплоты этому величественному алтарю не добавляют даже позолоченные скульптуры святых в боковых нишах. Гипнотизируют гигантские размеры соборного интерьера и количество золота в нём.
Во время царствования Бурбонов, часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей.
В 1984 году Эскориал был включен в список культурного наследия ЮНЕСКО, ведь он оказал значительное влияние на испанскую архитектуру и стал образцом дворцовых комплексов на многие годы.
Добавить комментарий