Print This Post  

Греция — начало конца

Греческий долговой кризис, вяло тянувшийся уже не первый год, приближается к логической развязке. Премьер-министр страны Алексис Ципрас после очередной неудачной серии переговоров с представителями «тройки» и государств ЕС пошел на крайнюю меру, объявив о проведении 5 июля национального референдума о принятии условий финансовой помощи. И практически сразу греки закрыли свою финансовую систему, введя жесткие ограничения на обналичку и приостановив работу банков и биржи. Финансовые рынки за пределами Греции уже отреагировали на последние события беспрецедентным обвалом.

А ведь ещё прошлая неделя начиналась вполне оптимистично для тех, кто верил, что Греция и Европа договорятся миром.

До конца дня 30 июня Греция обязана провести платеж МВФ в размере 1,54 млрд евро, в противном случае Афины может ожидать официально признанный суверенный дефолт. Министр финансов страны Яннис Варуфакис уже заявил, что государство платить фонду не собирается.

28 июня Греция ввела контроль за движением капитала, закрыла банки и биржу. Объём валюты, которую можно обналичивать в банкоматах, составляет 60 евро на одну карту.

Очевидно, политическая элита страны располагала инсайдерской информацией относительно намерений кабинета: в пятницу в греческом парламенте депутаты ринулись к банкоматам, а в уличных отделениях к ним присоединились и простые граждане. В минувшую субботу за первую половину дня было обналичено более 400 млн евро.

Сейчас Греция, по выражению репортеров The Guardian, оказалась как будто в осаде. Пенсионеры, служащие, другие граждане выстроились в очереди у банкоматов, пытаясь добыть хотя бы установленную новыми правилами наличность. Кассовые машины осаждают даже заключенные в тюрьмах. Однако средства есть не во всех пунктах выдачи, — из-за спроса на банкноты их хватает не везде.

Вообще, ситуация с греческой банковской системой сейчас выглядит катастрофически. Объём депозитов рухнул до 11-летнего минимума, а с начала года снизился примерно на одну пятую. Такой массовый отток капитала означает, что банки сейчас фактически неплатежеспособны. После некоторых сомнений ЕЦБ все же решил продолжить программу ELA по предоставлению финансовым организациям страны денег, — в противном случае они с высокой вероятностью обанкротились бы в ближайшие пару дней, после чего вся жизнь в Греции была бы парализована.

5 июля в Греции состоится референдум по вопросу о принятии программы «тройки» кредиторов (Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ). Их условия предусматривают введение режима экономии — повышение налогов и урезание пенсий и иных социальных выплат. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал греков выступить за позицию «тройки», тогда как Ципрас и его партия рекомендуют населению страны проголосовать против условий кредиторов.

Стоит заметить, что и сейчас пенсии в Греции довольно велики и составляют в среднем около 900 евро — в четыре с лишним раза больше российских и выше чем, к примеру, в Португалии. Про обилие прочих социальных льгот в небогатой теперь уже стране также говорилось неоднократно.

Итак, неизвестность, — ключевое слово, определяющее сейчас греческий кризис. Даже зная результаты референдума, сложно предположить, что произойдет дальше. Сегодня Греция должна выплатить МВФ более полутора миллиардов евро. Скорее всего, платеж не пройдет: денег в казне нет. Будет ли это считаться дефолтом? Директор-распорядитель Кристин Лагард пока занимает жесткую линию, но не исключено, что срок все-таки продлят ещё на четыре недели. Правила фонда достаточно расплывчато описывают такие случаи, так что любое решение возможно.

Тем временем аналитики склоняются к тому, что Grexit (выход Греции из еврозоны — от английских слов Greece и exit — выход) практически неизбежен. Мохаммед Эль-Эриан, старший советник германского финансового гиганта Allianz, считает, что шансы на сохранение статус-кво — не более 15%. Такой расклад от одного из самых именитых финансистов планеты — это практически приговор. Чуть выше — в 40% — оценивает шансы журнал Economist, весьма лояльный к проекту евро в целом.

Между тем в самой Греции к идее референдума тоже относятся неоднозначно. По словам мэра Афин Йоргос Каминис референдум в условиях страха и паники — это позор для демократии, так как эти обстоятельства помешают людям сделать осознанный выбор. Кроме того никому не ясно, что последует за референдумом «по воле народа» в независимости от его исхода.

Greek Bailout FundА тем временем житель Лондона Том Фини запустил проект по сбору денег в пользу Греции, находящейся на грани дефолта. Краудфандинговая акция началась 29 июня на сайте Indiegogo (всё, сайт проекта лёг!! не выдержал наплыва желающих помощь Греции ;)).

За два дня Фини собрал около 226,6 тысяч евро. При этом его целью является сбор 1,6 млрд евро — суммы, которую грекам нужно заплатить МВФ до конца июня, чтобы избежать дефолта.

Все пожертвовавшие деньги получат от Фини подарки. За 3 евро их ждет открытка с фотографией премьер-министра Греции Алексиса Ципраса. За 6 евро им достанется порция греческого салата, за 10 евро — маленькая бутылка узо, за 25 евро — бутылка греческого вина. При этом доставку получатели должны будут оплатить сами.

За 5 тысяч евро Фини пообещал недельный отдых в Афинах по системе «всё включено».

Так или иначе, наступает решающий момент не только для отдельно взятой маленькой страны, но и для всей Европы, а может быть — и глобальной финансовой системы. Развязка близка.

По материалам: lenta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*