Print This Post  

Сокровища испанских музеев. 2-й выпуск (2014)

Продолжаем вместе с Королевским монетный двором Испании и серией «Сокровища испанских музеев» совершать экскурсию по музею Прадо в Мадриде. Напомню, первый выпуск серии состоялся в 2013 году.

10 евро (Эль Греко)

El Greco. Espolio (1577-1579)

«Эсполио», или «Снятие одежд с Христа» (1577—1579. Кафедральный собор Толедо)

На аверсе монеты «Эль Греко» изображен один из шедевров Эль Греко — «Эсполио», известным также как  «Снятие одежд с Христа» (1577—1579). Картина была написана в 1577—1579 годах для алтарного образа Кафедрального собора Толедо. В верхней части монеты полукругом выгравированы надписи: слева — «ESPANA», справа — «EL GRECO». В центральной части слева указан год чеканки монеты — «2014».

«Снятие одежд с Христа» или «Эсполио» (исп. El Expolio) — картина, созданная для ризницы кафедрального собора Толедо художником Эль Греко в 1577—1579 годах.

В картине председательствует Иисус Христос в ярко красном хитоне. Поражает его искренняя покорность в атлетическом теле и молитвенная просьба о милосердии. Справа и слева от фигуры Христа автор подал военного чина в блестящих металлических доспехах и солдата, который начал сдирать красный хитон с осужденного. Это главный психологический узел композиции. Сравнение лиц Христа и этих персонажей не в их пользу. В лице военного чина сомнение и недовольство, в солдата — тупое исполнение приказа, что делает его абсолютно непривлекательным. Различные оттенки страха в отчаяния читаются в лицах двух преступников, которых распнут вместе с Христом. В толпе мужчин на заднем плане вообще невозможно отыскать хоть одного положительно настроенного персонажа.

Невозможно найти точные иконографические истоки произведения. Существуют только отдаленно напоминающие иконы мастеров Византии. «Эсполио» — по-испански значит «разграбление» — «разделение риз». Хотя оно упоминается во всех четырёх Евангелиях, для живописи это очень редкий сюжет.

Когда работа над полотном подошла к концу, пришло время расчёта с мастером. По традиции, собрались эксперты с обеих сторон для определения стоимости работы. Они заявили в один голос: «Достоинство картины столь велики, что не поддаются оценке», поэтому надо отдать живописцу то, что он просит — 900 дукатов. Капитул был возмущён столь огромной суммой и пригласил в качестве третейского судьи весьма уважаемого в городе ювелира Алехо де Монтойя, который после тщательного осмотра произведения оценил его, по меньшей мере, в 3,5 тыс. реалов.

Тогда художнику сообщили, что на полотне имеется грубая теологическая ошибка: Пресвятая Богородица, Мария Магдалина и Мария Клеопова изображены рядом с Христом, тогда как по Евангелию они находились поодаль.

23 сентября 1579 года в Толедо началась тяжба, за которой следил весь город. Капитул Кафедрального собора судился с Доменико Теотокопули (Эль Греко). Церковная коллегия обвиняла его в том, что тот отказывался отдавать картину «Эсполио», заказанную ему около двух лет назад. Доменико обвинял совет храма в нежелании оплатить работу.

На суде пошёл разговор о еретическом содержании картины, и необходимости предать художника суду инквизиции. После этого Эль Греко согласился с предписанием властей, пообещав привести работу в соответствие со Священным Писанием.

Но новый вариант картины оказался гораздо слабей первоначального. Поэтому члены капитула предложили Доменико закрыть глаза на богословские шероховатости и поставить в соборный алтарь первую картину, если тот согласиться снизить цену. На этом и договорились, ведь к этому времени художник был уже занят другой работой.

«Эсполио» стало одной из главных достопримечательностей Толедо. Сам Доменико повторил её 17 раз для разных уважаемых сограждан. В марте 1582 года для знаменитого полотна была заказана резная рама, причём заплачено за неё больше, чем за саму картину.

El Greco. Trinity. 1579

«Троица» (ок. 1579 г., 300×179 см. Музей Прадо)

На реверсе серебряной монеты выгравирован фрагмент полотна «Троица», (Вознесение Иисуса) написанном между 1577 и 1579 годах. Сверху вдоль буртика указано название серии: «TESOROS DE MUSEOS ESPANOLES». Слева в две строки указан номинал «10 EURO», ниже имеется знак монетного двора.

Картина «Троица» относится к одной из первых произведений Эль Греко, написанных после его переезда в Испанию. Она изначально была создана для аттика главного алтаря монастыря Санто-Доминго-эль-Антигуо (Толедо), и располагалась вторым ярусом над грандиозным полотном «Вознесение Марии». Это творение обеспечило немалую славу молодому иностранцу в Толедо.

В основе композиции лежит известная гравюра Альбрехта Дюрера.

Бог-Отец поддерживает безжизненное тело Своего Сына, над ними парит голубь — символ Святого Духа. Божественную Троицу окружает сонм ангелов. Голова Бога-Отца увенчана тиарой. Его скорбный лик обращен к Сыну. Он, кажется, отгораживает своей фигурой Христа от ангелов. Золотистый плащ, окутывающий божественную фигуру, усиливает чувство отстраненности.

Уже в этой работе можно замечать удлинённые пропорции фигур, изломанные позы, эмоциональную напряжённость, всё то, что стало усиливаться в произведениях поздних периодов творчества художника.

Коротко о монете: Страна Spain Испания
Номинал 10 евро
Дата выпуска 20 мая 2014 г.
Металл Ag 925 (Proof)
Диаметр 40,0 мм
Масса 27,0 г
Тираж 7.500
Гурт рифлёный
Серия Сокровища испанских музеев
Королевский монетный двор Испании
Spain 2014. 10 euro. El Greco

10 евро. Эль Греко, аверс

Spain 2014. 10 euro. El Greco

10 евро. Эль Греко, реверс


10 евро (Рубенс)

На лицевой стороне монеты «Рубенс» представлено полотно «Три грации», написанное между 1630  и 1635 годами.

Rubens. Three Graces (1635)

«Три грации» (ок. 1635 г., Музей Прадо, 220,5 x 182 см)

Три грации (хариты), три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности, стали популярными персонажами в искусства Античности и Возрождения.

В «Теогонии» Гесиода описываются три Грации: Аглая, что означает «сияющая», Евфросиния — «радостная» и Талия — «цветущая». Рожденные от одной из любовных связей Зевса, три Грации были непорочными девственницами и жили с богами, присутствуя на пирах и пробуждая радость жизни. В своем служении богине любви Афродите они никогда не знали скуки.

Рубенс изобразил их на фоне пейзажа, рядом с фонтаном и с гирляндой цветов над головами. Фигуры напоминают классическую скульптуру, видна попытка воспроизвести в их плоти холод мрамора. Круговой ритм и элегантные изгибы являются характерными для художника; к ним присоединяются красноречивые формы и теплые тона, которые он добавляет в произведения своих последних лет.

Прямым прототипом левой фигуры стала вторая жена художника, Елена Фурман. Произведение, написанное вскоре после свадьбы, с очевидностью свидетельствует о счастье в жизни художника, что проявляется в чувственности его картин этого периода. Картина оставалась в собственности самого мастера до его смерти в 1640 году, а впоследствии была приобретена Филиппом IV и вывезена в Испанию.

Хотя, откровенно, девушки Рубенса далеки по грациозности (по крайней мере, в современном понимании) до героинь Боттичелли или античной скульптуры.

Rubens Philip II

Конный портрет Филиппа II (ок.1628—1630 гг., 251×237 см. Музей Прадо)

На оборотной стороне изображён Конный портрет Филиппа II (ок.1628 г.)

В 1628 году Рубенс посетил Мадрид с дипломатической миссией и получил заказ на написание «Конного портрета Филиппа II». Это полотно было создано во славу монарха, уж 30 лет как почившего в могиле.

Перед Рубенсом стояла задача изобразить воина-христианина: король величественно восседает на разгорячившемся от быстрого бега коне на фоне битвы. Композицию дополняет еле поспевающая за монархом богиня победы Виктория. Очевидно, великий фламандец черпал вдохновение в конном портрете Карла V кисти Тициана. Также известно, что всегда стремившийся к точности и достоверности Рубенс использовал во время работы над портретом настоящие доспехи Филиппа II из королевской оружейной палаты.

Коротко о монете: Страна Spain Испания
Номинал 10 евро
Дата выпуска 20 мая 2014 г.
Металл Ag 925 (Proof)
Диаметр 40,0 мм
Масса 27,0 г
Тираж 7.500
Гурт рифлёный
Серия Сокровища испанских музеев
Королевский монетный двор Испании
Spain 2014. 10 euro. Rubens

10 евро. Рубенс, аверс

Spain 2014. 10 euro. Rubens

10 евро. Рубенс, реверс

 


10 евро (Антонис ван Дейк)

Sir Endymion Porter (1587-1649) and the Artist, c.1635 (oil on canvas)

«Сэр Эндимион Портер и художник» (1635, 144×119 см; Музей Прадо)

На аверсе монеты изображена картина «Сэр Эндимион Портер и художник», написанная А. ван Дейком в 1635 году. Сверху вдоль буртика выгравировано имя живописца: «VAN DYCK», слева от не го указано название государства-эмитента «ESPANA», справа — год эмиссии «2014».

Ван Дейк был в первую очередь портретистом. Эта работа, одна из лучших в этом жанре, написана художником в Англии, где он являлся придворным живописцем короля Карла I.

Ван Дейк  изобразил себя со своим другом сэром Эндимионом Портером (Sir Endymion Porter 1587—1649), агентом по закупкам произведений искусства для коллекций короля Карла I.

Оба поясных изображения, контрастирующих по цвету, представлены на фоне овального полотна. Картина наполнена атмосферой, характерной для произведений последних десяти лет жизни художника. Тут и сдержанная цветовая гамма, и аристократическая утонченность, и меланхолическое настроение композиции.

В фигуре Эндимиона все говорит о довольстве жизнью и достатке. Его умное лицо обрамляют тщательно завитые кудри парика, падающие на роскошный кружевной воротник. На фоне закатного неба серебрится в лучах солнца прекрасно написанный атлас придворного камзола. Мягкая, почти женская кисть руки, опушенная манжетой из брюссельских кружев, покоится на перилах крыльца.

Контрастом служит повернутая в три четверти и фигура художника. Нервное артистическое лицо, скошенный на зрителя заинтересованный взгляд, затянутая в перчатку рука. В его тёмной одежде нет ничего броского, все предельно просто. На этом фоне высокий лоб, окруженный свободно откинутыми назад длинными волосами, и пронзительный взгляд темных глаз особенно убедительно говорят о цельности и богатстве личности художника.

van Dyck. mozes and the brass snake 1620

«Моисей и медный змей» (1618—1620 гг., 205×235 см. Музей Прадо)

На реверсе представлен «Моисей и медный змей» (1618—1620). В верхней части монеты полукругом выгравировано название серии монет — «TESOROS DE MUSEOS ESPANOLES». Чуть ниже в две строки указан номинал — «10 EURO». В правой части находится знак монетного двора.

Сюжет этого произведения иллюстрирует библейскую легенду о Моисее, когда во время пути по пустыне люди начали роптать против Бога и Моисея. Чтобы покарать непокорных наслал Господь на них ядовитых змей. «И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».

Коротко о монете: Страна Spain Испания
Номинал 10 евро
Дата выпуска 20 мая 2014 г.
Металл Ag 925 (Proof)
Диаметр 40,0 мм
Масса 27,0 г
Тираж 7.500
Гурт рифлёный
Серия Сокровища испанских музеев
Королевский монетный двор Испании
Spain 2014. 10 euro. van Dyck

10 евро. Антонис ван Дейк, аверс

Spain 2014. 10 euro. van Dyck

10 евро. Антонис ван Дейк, реверс


50 евро (Гойя)

de Goya. La cometa

«Воздушный змей» (1777—1778 гг., 269×285 см. Музей Прадо)

На аверсе монеты достоинством 50 евро отчеканена картина Франциско Гойи «Воздушный змей», написанная в 1777—1778 годах. На ней изображены молодые испанцы из низших слоёв общества, мáхо (Majos) — щёголи из простонародья, отличавшиеся сложными нарядами, чувством стиля в одежде и манерах, а также дерзким поведением. «Они вышли из деревни, чтобы запустить воздушного змея», — так описывал их Гойя.

Картина была написана специально для столовой принца Астурийского (будущего короля Испании Карлоса IV) и его супруги Марии-Луизы Пармской в Эскориале.

Goya Snowstorm

«Метель» или «Зима» (1786 г., 275×293 см. Музей Прадо)

Полотно «Метель» или «Зима» (1786) послужило основой дизайна реверса монеты. является частью серии мультфильмов для гобеленов, изображающих времена года.  Оно является частью серии гобеленов, изображающих времена года.

В сильный снегопад возвращаются три крестьянина домой, кутаясь в плащи. Они не несут ничего, и их взгляды показывают, что им холодно и голодно. Рядом сними — две лучше одетые фигуры везут на осле огромную свинью.

Всем персонажам на картине холодно, не только людям, но и ослу, и даже собака, которая прячет свой хвост между лапами.

С помощью белого художнику удаётся передать холодный снег и метель, контрастируя с тёмными тонами вокруг. Еще одним важным элементом в сцене — ветер в кроне деревьях, лишённых листвы.

Коротко о монете: Страна Spain Испания
Номинал 50 евро
Дата выпуска 20 мая 2014 г.
Металл Ag 925 (Proof)
Диаметр 73,0 мм
Масса 168,75 г
Тираж 4.000
Гурт рифлёный
Серия Сокровища испанских музеев
Королевский монетный двор Испании
Spain 2014. 50 euro. Goya

50 евро. Гойя, аверс

Spain 2014. 50 euro. Goya

50 евро. Гойя, реверс

 


400 евро (Эль Греко)

El Greco Caballero

«Портрет неизвестного джентльмена» (1600—1605 гг., 64×51 см. Музей Прадо)

На аверсе золотой монеты изображён «Портрет неизвестного джентльмена», написанный Эль Греко в 1600—1605 годах.

Выразительный взгляд и свободные, уверенные мазки показывают высокое качество этой работы, которая весьма похожа на другие портреты, написанные Эль Греко в начале XVI века.

Есть различные гипотезы о личности пассажира. Некоторые авторы считают, это может быть Мигель де Сервантес, который жил возле  Толедо в 1604 году и входил в круг друзей Эль Греко.

Работа попала в музей из загородного дома герцога Арко во дворце Эль-Пардо (Мадрид).

El Greco. St John the Evangelist

«Святой Апостол Иоанн Богослов» (1605—1609 гг., 90×77 см. Музей Прадо)

На реверсе золотой монеты изображён один из многочисленных образов святых, написанных Эль Греко — «Святой Иоанн Богослов» в 1605—1609 годах.

Апостол Иоанн Богослов являлся одним из первых призванных и ближайших учеников Иисуса Христа, и почитается церковью.

Традиционно, Иоанна Богослова изображают в образе миловидного юноши с длинными волнистыми волосами. Его обычные атрибуты — книга (Евангелие) или свиток (послания), орел (как символ евангелиста, одного из четырёх зверей вокруг престола Божьего из Откровения), который порой изображался с пером или чернильницей в клюве. Также к часто используемым атрибутам апостола Иоанна относится чаша, в которой находится змея (символ чудесного спасения от яда).

Эль Греко неоднократно изображал св. Иоанна: и в сериях Апостоладос, и в парных изображениях святых (с св. Франциском и с Иоанном Крестителем), в Гефсиманском саду, и в мистическом «Снятии пятой печати». Он воспроизводил святого в облике юноши с копной каштановых вьющихся волос, с узким нервным лицом. В руках Иоанн держит чеканный золотой кубок, в котором находится миниатюрный крылатый дракон.

Существует другая версия картины, написанная в 1610—1614 годах для цикла Апостолодс. Ныне она хранится в Доме-музее Эль Греко в Толедо. И хотя вторая картина на первый взгляд кажется совершенно идентичной первой работе, но всё же на полотне из музея Прадо св. Иоанн кажется немного младше, сама обстановка менее тревожна.

Как и во многих произведениях позднего периода, пропорции лица, кистей, да и всей фигуры вытянуты, складки одеяния лежат ломаными грубыми линиями. Противоположностью является искусно выполненный драгоценный кубок в руках святого. Взгляд сразу переходит от лица Иоанна по зелёному рукаву, к золотой чаше. Змей-дракон, столь малый, что вмещается в чашу, растопырил крылья, будто изо всех сил пытается вырваться из неё.

Коротко о монете: Страна Spain Испания
Номинал 400 евро
Дата выпуска 20 мая 2014 г.
Металл Au 999 (Proof)
Диаметр 38,0 мм
Масса 27,0 г
Тираж 2.000
Гурт рифлёный
Серия Сокровища испанских музеев
Королевский монетный двор Испании
Spain 2014. 400 euro. El Greco

400 евро. Эль Греко, аверс

Spain 2014. 400 euro. El Greco

400 евро. Эль Греко, реверс


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*