Сокровища испанских музеев. 3-й выпуск (2015)
В нынешнем году Королевским монетным двором отчеканены ещё пять коллекционных монет серии «Сокровища испанских музеев».
Эмитированные выпуски серии «Сокровища испанских музеев»:
10 евро (Рубенс)
Коротко о монете: | Страна | Испания |
Номинал | 10 евро | |
Дата выпуска | июль 2015 г. | |
Металл | Ag 925 (Proof) | |
Диаметр | 40,0 мм | |
Масса | 27,0 г | |
Тираж | 7.500 | |
Гурт | рифлёный | |
Серия | Сокровища испанских музеев | |
Королевский монетный двор Испании |
На аверсе монеты «Рубенс» изображено полотно «Сусанна и старцы» («Susana y los viejos»), написанное в 1609—1610 годах. В верхней части монеты полукругом выгравированы надписи: слева — «ESPAÑA 2015», справа — «RUBENS».
Картина написана по мотивам «Сказания о Сусанне и Данииле» — 64 стихам из Книги пророка Даниила (Дан. 13:1). Сусанна (ивр. Шошана — «лилия») — персонаж эпизода греческого перевода Ветхого Завета, еврейка из Вавилона, за которой два старца (старейшины) подглядывали в саду во время её прогулки и купания, а затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии с незнакомцем, пытались добиться её любви и тела. Сусанна отказавшаяся удовлетворить желание похотливых старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти. В последнюю минут была спасена благодаря пророку Даниилу, устроившему перекрёстный допрос старцам и уличившим их во лжи. В результате сами старейшины были и заброшены насмерть камнями.
Рубенс (и не только он) неоднократно обращался к данному сюжету.
На реверсе серебряной монеты показана картина Рафаэля «Святой Августин между Христом и Богоматерью» («San Agustin entre Cristo y la Virgen», ок. 1615 г.). Сверху вдоль буртика указано название серии: «TESOROS DE MUSEOS ESPANOLES». Слева в две строки указан номинал «10 EURO», ниже имеется знак монетного двора (коронованная литера «М»).
10 евро (Хосе Мадрасо)
Коротко о монете: | Страна | Испания |
Номинал | 10 евро | |
Дата выпуска | июль 2015 г. | |
Металл | Ag 925 (Proof) | |
Диаметр | 40 мм | |
Масса | 27 г | |
Тираж | 7.500 | |
Гурт | рифлёный | |
Серия | Сокровища испанских музеев | |
Королевский монетный двор Испании |
На аверсе монеты «Мадрасо» изображено полотно «Изабелла II, королева Испании» («Isabel II, reina de Espaňa», 1848). В верхней части монеты полукругом выгравированы надписи: слева — «ESPAÑA», справа вдоль канта — «F. MADRAZO». Также указан год эмиссии монеты «2015».
Изабелла II (1830—1904), дочь Фердинанда VII и Марии Кристины Неаполитанской, вступила на престол в 3-летнем возрасте в 1833 году вследствие отмены её отцом салического закона. Свергнута в 1868 году, после чего покинула страну.
В течение правления королевы Изабеллы II придворный художник Хосе Мадрасо написал несколько её портретов. Один из первых из них датируется в 1848 годом.
На реверсе представлена картина «Великий капитан после битвы при Чериньоле» (исп. «El Gran Capitán recorriendo el campo de la Batalla de Ceriñola», 1835).
Прозвище Великий капитан имел испанский генерал и военный реформатор Гонсало Фернандес де Кордова (1453—1515). Во многом благодаря его выдающимся победам Испания в XVI веке стала одной из самых мощных военных держав в Европе.
В 1503 году Гонсало де Кордова с армией в 9 тысяч человек высадился на юге Италии. 21 апреля он одержал блестящую победу над французами в битве при Чериньоле. Атака французской кавалерии во главе с герцогом Немурским сокрушилась о стройные ряды испанских аркебузеров, сам французский военачальник был убит. Пехота же французов, состоявшая в основном из швейцарских наёмников, была наголову разбита неожиданной атакой с флангов испанской конницы. Это было первое сражение в военной истории, выигранное с помощью огнестрельного оружия.
10 евро (Тинторетто)
Коротко о монете: | Страна | Испания |
Номинал | 10 евро | |
Дата выпуска | июль 2015 г. | |
Металл | Ag 925 (Proof) | |
Диаметр | 40,0 мм | |
Масса | 27,0 г | |
Тираж | 7.500 | |
Гурт | рифлёный | |
Серия | Сокровища испанских музеев | |
Королевский монетный двор Испании |
На аверсе монеты изображена картина «Похищение Елены». Сверху вдоль канта выгравировано имя живописца: «TINTORETTO», слева от него указано название государства-эмитента «ESPAÑA». Кроме того имеется год эмиссии «2015».
«Похищение Елены» (исп. «El rapto de Helena», иначе «Битва христиан с турками») — картина Тинторетто, написанная в 1578—1579 годах.
На картине изображён миф о похищении Елены Прекрасной Парисом, действие которого перенесено в современную художнику Европу XVI века. Возможно, мотив именно морского сражения был навеян битвой при Лепанто, произошедшей 7 октября 1571 года в Патрасском заливе у мыса Скрофа. Тогда объединённые силы Священной лиги, куда входили Испания, Венецианская республика, войска папы римского, Мальтийского ордена, Генуи, Сицилии, Неаполя, Савойи, Тосканы и Пармы, разгромили флот Османской империи. Сражение у Лепанто широко иллюстрировалось, и Тинторетто был, несомненно, знаком с произведениями на тему этого морского боя.
Тинторетто усиливает драматический эффект сцены с помощью контраста между передним планом, данным в контурном освещении, и залитым солнцем фоном, где люди и кони растворяются, превращаясь в узор из силуэтов. Динамичность происходящего подчёркивается яркими цветами передней группы персонажей, а также их позами и жестами.
На реверсе представлено полотно «Нахождение Моисея» (исп. «Moisés salvado de las aguas», 1552—1555). В верхней части монеты полукругом выгравировано название серии монет «TESOROS DE MUSEOS ESPANOLES». Чуть ниже в две строки указан номинал «10 EURO». В правой части имеется обозначение монетного двора.
В Ветхом Завете содержится драматическая легенда о пророке Моисее.
Моисей родился в Египте, во времена, когда фараоны, вначале обратили евреев в рабов, а затем издали указ топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола.
В ту пору в семье Аврама родился сын. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его скрывать, она положила младенца в тростниковую корзину, обмазанную асфальтом и смолой, и оставила в зарослях тростника на берегу Нила.
Здесь его нашла дочь фараона и решила сохранить ему жизнь. Она отдала подкидыша на воспитание его родной матери, а затем усыновила его.
50 евро (Арчимбольдо и Веласкес)
Коротко о монете: | Страна | Испания |
Номинал | 50 евро | |
Дата выпуска | июль 2015 г. | |
Металл | Ag 925 (Proof) | |
Диаметр | 73,0 мм | |
Масса | 168,75 г | |
Тираж | 4.000 | |
Гурт | рифлёный | |
Серия | Сокровища испанских музеев | |
Королевский монетный двор Испании |
На самой большой серебряной монете серии изображены работы двух художников, Джузеппе Арчимбольдо и Диего Веласкеса, хранящиеся в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.
Это первая цветная коллекционная монета Испании.
На аверсе монеты достоинством 50 евро изображена картина Джузеппе Арчимбольдо «Весна» (исп. «La primavera», 1563) из цикла «Времена года».
После приглашения Арчимбольдо в 1562 году ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вену, в первые два года службы художник написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Авторская концепция цикла уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. Характерно, что и Максимилиан II, и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия. Например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев, и так далее. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году. Известны также изображённые в таком же стиле портреты людей той или иной профессии, политиков.
На оборотной стороне изображён акварельный рисунок фрагмент портрета Диего Веласкеса «Портрета кардинала Борджиа» (исп. «Retrato del Cardenal Borja»).
Гаспар де Борха-и-Веласко (исп. Gaspar de Borja y Velasco; 1580—1645) — кардинал из испанской ветви рода Борджиа (Борха).
Благодаря протекции своего двоюродного брата, герцога Лермы, в 1611 году получил кардинальскую шапку. После отзыва из Неаполя другого двоюродного брата, герцога Осуны, временно исполнял обязанности вице-короля.
В 1616—1619 и 1631—1634 годах кардинал Борджиа официально представлял при папском дворе испанскую корону. Недостаток такта в обращении с папой Урбаном VIII лишил его перспектив стать третьим папой Борджиа.
400 евро (Франсиско Гойя)
Коротко о монете: | Страна | Испания |
Номинал | 400 евро | |
Дата выпуска | июль 2015 г. | |
Металл | Au 999 (Proof) | |
Диаметр | 38,0 мм | |
Масса | 27,0 г | |
Тираж | 2.000 | |
Гурт | рифлёный | |
Серия | Сокровища испанских музеев | |
Королевский монетный двор Испании |
На аверсе золотой монеты изображены «Похороны сардинки» (исп. «El entierro de la sardina»). Точную датировку написания картины установить не удаётся. Примерно 1812—1819 годы.
Сюжетом картины служит шутовской обычай, исполняемый в конце трёхдневнего карнавала перед самой Пепельной средой в Испании. Существует несколько легенд о возникновении этой странной традиции. Согласно одной из них, в XVIII веке испанский король решил угостить в честь праздника горожан сардинами, но на самом народном гулянии обнаружилось, что сардины испортились. Подвыпившие же горожане решили превратить этот казус в шутку и устроили похороны сардине.
По традиции во времена Гойи шествие в Мадриде начинали шутливые персонажи: «дядюшка Чиспас», его «дочь Чуска» и «сердцеед Хуанильо». За ними следовало огромное чучело с прикреплённой ему на голову сардиной. Гуляющая толпа двигалась к берегам Мансанареса, где и «хоронили» сардину.
Однако на полотне нет ни рыбы, ни чучела. Вместо них шумная толпа несёт большой стяг с улыбающейся маской.
На реверсе золотой монеты изображён «Конный портрет Фердинанда VII» (исп. «Retrato ecuestre de Fernando VII», 1808 г.) .
Франсиско Гойя являлся придворным художником испанских королей Карла IV и Фердинанда VII. Последний правил в марте-мае 1808 и1814—1833 годах.
Политика Фердинанда VII была жёстко антилиберальной и контрреволюционной, с его деятельностью связан террор против различного рода освободительных движений. Личность короля, первоначально бывшего символом национальной борьбы, стала крайне непопулярной.
Добавить комментарий