500 лет со дня смерти Иеронима Босха отметили монетные дворы Нидерландов и Испании
К 500-летней годовщине со дня смерти голландского художника эпохи Возрождения Королевский монетный двор Нидерландов подготовил коллекцию коллекционных монет с единым дизайном.
На аверсе изображён портрет короля Виллема-Александра в зеркале. Положение его левого глаза совпадает с изображением глаза на реверсе монеты – глазом дизайнера, показывающего нам другую сторону жизни и соединяющего два разных мира вместе.
На реверсе изображены многочисленные детали, заимствованные из нескольких работ Босха: «Фокусник», триптихи «Страшный суд», «Сад земных наслаждений» и «Воз сена».
Коротко о монетах: | Страна | Королевство Нидерландов |
Номинал | 5 евро/ 5 евро/ 10 евро | |
Дата выпуска | 16 сентября 2016 г. | |
Металл | медь, плакированная серебром/ Ag 925/ Au 900 | |
Качество чеканки | UNC (BU)/ Proof/ Proof | |
Диаметр | 29,0 мм/ 33,0 мм/ 22,5 мм | |
Масса | 10,5 г/ 15,5 г/ 6,72 г | |
Тираж | 158.000 (12.500)/ 6.716/ 1.250 | |
Гурт | 5 евро — гладкий с надписью: «GOD * ZIJ * MET * ONS *» 10 евро — рифлёный | |
Художник | Danielle van Vree | |
Королевский монетный двор Нидерландов |
Иероним Босх (наст. имя Ерун Антонисон ван Акен, нид. Jeroen Anthoniszoon van Aken) — чрезвычайно плодовитый художник эпохи раннего Северного Возрождения XV—XVI веков. Большинство его работ посвящены теме грехопадения человека, его порокам.
О живописце сохранилось очень мало сведений. Известно, что родился он примерно в 1450 году в небольшом городке Хертогенбос (входил в состав Бургундских Нидерландов), где и прожил всю жизнь. Дед Иеронима его отец и трое дядей были художниками.
Первое упоминание Босха в архивных документах относится к 1474 году, где он зовётся Хиеронимус (Jheronimus). Как «Хиеронимус-живописец» он впервые упоминается в документе 1480 года.
Желая выделить себя из семейства художников, Иероним в качестве псевдонима взял окончание названия родного города.
В 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.
Живописец скончался 9 августа 1516 года.
Босх никогда не датировал свои картины и подписал только некоторые из них. После смерти художника, испанский король Филипп II купил многие из его работ.
Точно неизвестны даты создания и названия большинства его работ, а существующие постепенно закрепились в музейных каталогах XIX—XX вв.
В конце своей жизни Босх изменил свой стиль и стал создавать изображения с небольшим количеством крупных фигур.
Иероним Босх оказывает значительное влияние на более поздних фламандских художников, особенно Питера Брейгеля Старшего.
Большинство его картин изображают моральные грехи и падение людей. Босх использовал образы демонов, людей с птичьими и звериными головами, чтобы пробудить чувство страха и замешательства и изображать человеческое лицо зла. Его картины содержат много подробных и всесторонних форм характера, некоторые из которых взяты из иконографии.
Чтобы приблизиться к пониманию творчества Босха, надо иметь в виду большую роль символов, в которые вкладывался особый смысл. Выявляя отдельные предметы, животных, птиц, художник указывает и на греховные, низкие проявления жизни, морализирует, поучает. Не обходит вниманием и моральные проблемы, что хорошо видно по композиции «Семь смертных грехов» (1475—1480), где художник показал такие порочные явления, как лень, обжорливость, гордыня, гнев, алчность, зависть. В углах доски обнаружены так называемые «Четыре последние вещи»: смерть, Страшный суд, Рай и Ад. В аллегорической картине «Корабль дураков» (1500—1510) художник высмеивает не столько монахов, сколько обычных людей, склонных принимать всё на веру.
Отдельные произведения Босха написан на сюжеты Священного Писания, как, например, «Это человек» (1480—1485), «Несение креста» (1490—1500), «Иоанн Креститель в пустыне», «Святой Христофор» (оба — 1504—1505), «Святой Иероним за молитвой» (1505), «Блудный сын», «Коронация терновым венцом» (оба — 1510). Но и в этих работах мастер верен своим принципам — зритель всегда распознаёт расставленные акценты в показе добра и зла. Сохранилось несколько больших триптихов художника, отдельные из которых могли быть алтарными: «Воз сена» (1500—1502), «Сад земных утех» (1500—1510), «Страшный суд» (1504), «Святые отшельники» (около 1505), «Искушение Святого Антония» (1505—1506), «Поклонение волхвов» (1510).
Четвёртый выпуск серии «Сокровища испанских музеев» приурочен к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха. Ведь в музеях Испании хранится самая большая коллекция работ этого художника.
В знак уважения к этому юбилейному событию Королевский монетный двор Испании выпустил уникальный набор монет, разработанный в тесном сотрудничестве с Музеем Прадо. В комплект входят три серебряные монеты, посвященные триптиху «Сад земных наслаждений» и одна золотая монета, посвященная двум работам: «Воз сена» и «Искушения святого Антония».
Это первые квадратные монеты, отчеканенные испанским королевским монетным двором. Более того, а также в первый раз, они были изготовлены из серебра 999 пробы, а работа на реверсе реализована в полном цвете .
В комплект входят одна круглая золотая монета и три сплошные серебряные монеты, одна из которых квадратная, а две другие прямоугольные. И золотая монета, и три серебряные монеты входят в капсулу и заключены в шкатулки.
25 евро
Коротко о монетах: | Страна | Испания |
Номинал | 25 евро/ 50 евро | |
Дата выпуска | 22 ноября 2016 г. | |
Металл | Ag 999 (Proof) | |
Размер | 30×60 мм/ 60×60 мм | |
Масса | 67,5 г/ 135,0 г | |
Тираж | 2.000/ 1.500 | |
Гурт | рифлёный | |
Серия | Сокровища испанских музеев | |
Королевский монетный двор Испании |
«Сад земных наслаждений» (исп. «El jardín de las delicias») — одна из самых известных работ Босха, которая получила свое название по содержанию её центральной части. Основная тема — грех похоти. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.
На внешних сторонах створок изображён мир на третий день создания Богом. Его спокойный вид ничем не предрекает того, что открывает триптих.
В правой части художник обнаруживает сцену в Раю, где предстоит Творец, Адам и Ева, возвышается фантастическое сооружение — Источник жизни, играют животные. В центральной рассказывается о настоящем саде утех: на фоне зелени показаны обнаженные фигуры мужчин и женщин, отдыхающих, лакомятся фруктами, купаются в озере, любят. Но такая идиллия не имеет ничего общего с беспечным «детством человечества». Для Босха такой сад — это мир, изнасилованный развратом.
В правой створке запечатлены жуткие призраки Ада. Здесь обнаружены музыкальные инструменты, которые преобразованы в орудия пыток, чудовища с рыбьими или птичьими головами, демоны и дьяволы, пылающие дома, огонь который придаёт воде в озере вид крови, грешники, что подвергаются страданиям за свои земные грехи. Ужасающие сцены, показанные Босха, — это не столько его собственные представления, сколько своеобразное выражение кризисных явлений, охвативших тогдашнее общество.
Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения.
400 евро (Франсиско Гойя)
Коротко о монете: | Страна | Испания |
Номинал | 400 евро | |
Дата выпуска | 22 ноября 2016 г. | |
Металл | Au 999 (Proof) | |
Диаметр | 38,0 мм | |
Масса | 27,0 г | |
Тираж | 1.500 | |
Гурт | рифлёный | |
Серия | Сокровища испанских музеев | |
Королевский монетный двор Испании |
На аверсе воспроизводится деталь триптиха «Воз сена», завершенный Босхом в 1515 году. Эта картина находится в музее Прадо в Мадриде.
На оборотной стороне изображена деталь с холста «Искушения святого Антония», написанном художником около 1490 года. Эта картина также размещена в музее Прадо в Мадриде.
Добавить комментарий