5 евро, Португалия (Аристидеш де Соуза Мендеш — «Никогда не забывай»)
Новая португальская монета является данью памяти вдохновляющего человека из Португальской Республики Аристидеша де Соуза Мендеша, спасшего во время Второй мировой войны тысячи жизней. Монета также посвящена жертвам Холокоста, всем, кто смог спастись, и героям, которые помогли им.
Аверс монет визуально разделён на три части буквой «V» — символом победы. В центральную часть вписаны пять ценностей, которыми руководствовался Мендеш: «HUMANIDADE» («ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»), «IGUALDADE» («РАВЕНСТВО»), «DIGNIDADE» («ДОСТОИНСТВО»), «ESPERANÇA» («НАДЕЖДА»), «LIBERDADE» («СВОБОДА»). Слева указаны название государства-эмитента «PORTUGAL», номинал монеты «5 EURO» и обозначение монетного двора «CASA DE MOEDA». Справа — год эмиссии «2021» герб Португалии и инициалы дизайнера «J.V. » (José Viriato).
На реверсе изображён портрет Аристидеша де Соуза Мендеша. Справа от портрета вертикально написано его имя «ARISTIDES DE SOUSA MENDES», годы жизни «1885—1954». Надпись третьей строкой: «UM JUSTO ENTRE AS NAÇÕES» («ПРАВЕДНИК НАРОДОВ МИРА»).
Коротко о монетах: | Страна | Португальская Республика |
Номинал | 5 евро | |
Дата выпуска | 15 июля 2021 г. | |
Металл | Cu-Ni (UNC)/ Ag 925 (Proof)/ Au 999 (Proof) | |
Диаметр | 30,0 мм/ 30,0 мм / 30,0 мм | |
Масса | 14,0 г/ 14,0 г/ 15,55 г | |
Тираж | 25.000/ 2.500/ 1.500 | |
Дизайнер | José Viriato | |
Монетный двор Португалии | ||
Аристидеш де Соуза Мендеш (порт. Aristides de Sousa Mendes) родился 9 июля 1885 года в Кабанаш-де-Вириату в португальской провинции Бейра в богатой католической и аристократической семье с очень хорошими политическими связями. Его отец был судьей Верховного суда, а дядя — министром иностранных дел в 1930-х годах. В 1908 году Аристидеш закончил юридический факультет Коимбрского университета и женился.
Вскоре после женитьбы он начал свою дипломатическую карьеру, в результате которой он побывал в нескольких странах: Британской Гвиане, Занзибаре, Бразилии, США, Испании и Люксембурге.
После почти десяти лет самоотверженной службы в Бельгии его отправили на дипломатическую службу в французский город Бордо. Когда разразилась Вторая мировая война, Португалия объявила нейтралитет, а её диктатор Антониу ди Салазар ясно дал понять, что не хочет принимать участие в войне. А в печально известном Циркуляре 14 он приказал всем португальским дипломатам «не выдавать визы иностранцам с неопределённым гражданством или в суде лицам без гражданства или евреям, изгнанным из страны их происхождения или из страны, гражданами которой они являются».
Трения Мендеша с МИД в Лиссабоне начались с выдачи двух виз перед массовым наплывом беженцев на юг Франции. Первый был вручен в ноябре 1939 года еврейскому беженцу Арнольду Висницеру и его жене, второй — испанскому врачу-республиканцу Эдуарду Нейре Лапорт. Семейной паре Висницер и доктору Лапорту угрожали тюремным заключением во французских лагерях для интернированных. За выдачу этих виз Аристидеш де Соуза Мендеш получил письменный выговор в телеграмме из Лиссабона.
Когда нацисты вторглись во Францию в мае 1940 года, португальское консульство в Бордо было осаждено тысячами отчаявшихся людей. Среди них были антифашисты из Франции, Бельгии и Люксембурга, интеллектуалы, художники и журналисты, осуждающие фашизм, и тысячи евреев, которых в случае поимки отправят в лагеря смерти. В июне консул Мендеш открыл ворота для беженцев.
«Столовая, спальня и офис консула были заполнены мужчинами и женщинами всех возрастов, особенно пожилыми и больными», — рассказал позже племянник консула Сезар Мендеш. «Были беременные женщины, люди, родственники которых погибли в пути в авианалётах. Спали в креслах, на полу, на коврах. Они не ели и не пили, опасаясь потерять очередь. Не стирали, не расчёсывали, не меняли одежду, не брились. Кроме того, во что они были одеты, у большинства из них не было ничего. На пешеходных дорожках, у въездных ворот, на ступенях, ведущих к зданию, толпились сотни беженцев, ожидая днём и ночью своей очереди».
16 июня 1940 года, дипломат решил проигнорировать распоряжение португальского правительства и начал бесплатно выдавать визы всем заявителям без исключения. Он позвонил сотрудникам консульства и сказал им: «Моё правительство отклонило все заявления на получение визы, но я не могу отправить всех этих людей на смерть. Согласно нашей конституции, никто не может пострадать из-за религии или национальности. Я решил следовать этому принципу. Даже если меня выпустят, я должен действовать как христианин, как того требует моя совесть».
Португальский диктатор Салазар отправляет двух агентов, чтобы они схватили дипломата-повстанца и сопроводили его домой
Тысячи людей надеялись, что с португальской транзитной визой они смогут пересечь испанскую границу, попасть в Португалию, а оттуда на американский континент. Аристидеш де Соуза Мендеш упорно и усердно работал в течение трёх дней и трёх ночей со своей женой, старшим сыном и другими соратниками. Согласно записям, с 16 по 18 июня он выдал 2862 визы. Тысячи виз, которые он выдал позже, точно не может быть подсчитаны.
19 июня 1940 года немецкая авиация бомбила Бордо. Аристидеш де Соуза Мендеш ехал с напуганной толпой, бегущей на юг. В Тулузе он уполномочил вице-консула поставить штамп в его паспортах. Прибыв в Байон 20 июня, он подписал дополнительные визы. Португальский диктатор Салазар послал двух агентов схватить мятежного дипломата и сопроводить его домой. Мендеш продолжал штамповать паспорта в Биаррице и Андае, последнем французском городе на границе.
Его старший сын позже рассказал: «Когда мой отец приехал в этот французский приграничный город на дипломатической машине, он наткнулся на большую группу беженцев, которым были выданы визы в Бордо. Эти люди достигли границы, но португальское правительство уже объединилось с пограничниками и приказало им не признавать визу, подписанную Мендешем. Отец приказал водителю притормозить и дал знак беженцам следовать за автомобилем до пограничного перехода, где не было телефона. В своём чёрном лимузине с дипломатической табличкой мой отец привёл беженцев в испанский город Ирун на свободу».
После возвращения на родину Аристидеш де Соуза Мендеш был освобождён от дипломатической службы. Ему отказали в пенсии и возможности работать в адвокатуре. Он оказался без дохода. Его дети не могли найти работу в Португалии, и им пришлось постепенно эмигрировать. Двое его сыновей присоединились к армии США в 1943 году, а 6 июня 1944 года они участвовали в высадке в Нормандии. За несколько недель до окончания войны у Мендеша случился сердечный приступ, после которого он остался частично парализованным. Его жена Анжелина перенесла инсульт и умерла в 1948 году. Португальский дипломат скончался без средств 3 апреля 1954 года во францисканской больнице в Лиссабоне.
Основываясь на проверенных свидетельствах некоторых спасённых беженцев, в 1966 году Яд ва-Шем, мемориал жертвам и героям Холокоста в Израиле, присвоил ему звание Праведника народов мира. Это был первый шаг на долгом пути к восстановлению имени дипломата и его чести.
Тем временем его сын Себастьян Мигель, переживший эту драму во время войны, опубликовал книгу, в которой записал некоторые важные события. Его дочь Джоана писала письма в различные учреждения и самому Салазару. В Калифорнии его сын Жоао Пауло собирал подписи под петицией о реабилитации, переданной правительству Португалии.
В декабре 2007 года в Кнессете Израиля прошла выставка в его честь. По этому поводу Авраам Милграм, историк и куратор выставки, сказал, что Мендеш спас самое большое количество евреев после Рауля Валленберга, шведского дипломата из Будапешта. «Мендеш не только выдал тысячи виз против воли португальского диктатора Салазара, но и сделал это намеренно. Это яркий пример человека, который действовал в соответствии со своей совестью, рисковал своим положением, службой и продвижением по службе в Государственном департаменте, и в то же время подверг опасности свою семью и своё будущее. Это исключительный случай честного человека и идеалиста».
Он был реабилитирован в своей родной стране в мае 1987 года, когда президент Мариу Суареш наградил его посмертно орденом Свободы одной из самых высоких наград в страны. В 1988 году он был посмертно повторно принят в португальский парламент членами дипломатического корпуса. Государство выплатило компенсацию членам его семьи.
Добавить комментарий