10 евро, Германия (250 лет со дня рождения Иоганна Готфрида Шадова)
А эта немецкая десятка посвящена скульптору, творение, вероятно, все мы знаем — квадрига на Бранденбургских воротах в Берлине. Посмотрите ещё раз на монеты рядового выпуска Германии в 10, 20 или 50 евроцентов — и на них изображены кони И.Г.Шадова.
Аверс несёт изображение Федерального орла, являющегося гербом Федеративной Республики Германия, под которым расположена надпись в две строки: «BUNDESREPUBLIK DEUTSCHLAND 2014» («ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ 2014»). Сверху вдоль буртика расположены 12 звёзд Евросоюза. Под левым крылом орла имеется знак Монетного двора Берлина (литера «A»), под правым — обозначение металла и его проба «SILBER 625» для серебряной монеты. В самом низу указан номинал «10 EURO».
На реверсе вместе с портретом И.Г.Шадова представлены его самые значительные творческие достижения: скульптура «Принцессы», лошадь с Бранденбургских ворот. В нижней части изображён фрагмент фриза, созданного Шадовым для фасада Берлинского монетного двора в 1800 году.
Коротко о монете: | Страна | Германия |
Номинал | 10 евро | |
Дата выпуска | 8 мая 2014 г. | |
Металл | Ag 625/ Cu-Ni | |
Диаметр | 32,5 мм | |
Масса | 16 г/ 14 г | |
Тираж | 200.000 (Proof)/ 1.200.000 (UNC) | |
Художник | Bodo Broschat | |
Надпись на гурте | LUST HABEN WIR KÜNSTLER NUR ZU UNSERER ARBEIT | |
Монетный двор Берлина (A) |
Иоганн Готфрид Шадов (нем. Johann Gottfried Schadow) появился на свет в немецкой многодетной семье 20 мая 1764 года. Его отцом был берлинский портной Готфрид Шадов.
Школьные годы юноши прошли в увлечении рисованием. В 1775 году его ждёт встреча с парижским скульптором Тассаром, который руководил придворной мастерской скульптур и был рад пригласить на учебу талантливого ученика. Занималась с юным живописцем жена художника, Фелисите Тассар, которая училась у Ф. Буше. Иоганн долгое время занимался созданием копий известных мастеров, писал и свои картины, в которых начинал раскрываться талант молодого художника. В годы обучения Иоганн Шадов стал частым гостем в скульптурной мастерской Тассара.
Позднее Шадовом стал задаваться вопросом — чему посвятить свою жизнь, что выбрать — профессию рисовальщика, живописца, гравировщика или скульптора? Молодой творец тяготел к объемному виду искусства, с особым интересом лепил из глины, рисовал с гипсов, создавал практически совершенные гипсовые модели, занимался их копированием в мраморе. Наставник Тассар, наблюдая за тернистыми творческими исканиями своего любимого ученика, считал, что Шадову следует уделять внимание созданию гравюр.
В 1780 году Шадов почувствовал потребность найти нового учителя и завершил обучение у Тассара. Иоганн стал слушателем Академии художеств, уехав в возрасте 19 лет в Дрезден и Вену. Посетив Флоренцию, молодой художник изучает творческое наследие Джамболоньи и великого Микеланджело, проявляет интерес к памятникам на городских площадях Италии. Глубокое увлечение скульптурой настигло Иоганна в Риме: там он провёл два года, изучая монументальное искусство.
Шадов поступает в частную Академию Александра Триппеля — одного из последователей системы Иоганна Винкельмана, учившего своих учеников в духе классицизма. Шадов много работает в Ватикане и Капитолийском музее, во Французской академии в Риме, поддерживает тесные связи с художниками Франции.
Спустя годы Шадов принял участие в Конкурсе Балестры: он выставил скульптурную композицию «Персей и Андромеда», которая не сохранилась. Группа фигур была создана из терракоты и удостоилась на конкурсе золотой медали.
Созданная в римский период жизни статуэтка Ахилла подтверждает высокий уровень мастерства: ученик перерос своего учителя Тассара, совершенствуя себя как художник и скульптор. На него повлияла античная культура: он прекрасно ощущал пластику форм и владел любыми материалами. Его скульптурные группы отличались безупречностью и стройностью фигур, тщательностью выполненных моделей — многие приемы мастер позаимствовал из античности.
Скульптор переехал в родной Берлин, где стал постоянным членом Академии художеств. После смерти своего наставника Иоганн сменил его, заняв должность директора знаменитой придворной скульптурной мастерской. Более 40 лет Шадов активно работает: в мастерской скульптора всегда много заказчиков, желающих поручить работу именно ему. Со временем Шадов окружил себя надежными помощниками и учениками, не прекращая ежедневно трудиться над скульптурами.
Вернувшись на родину в 1780-е годы, творец начал сотрудничать с известным немецким мастером, архитектором Лангхансом, который в тот период руководил созданием архитектурного облика Берлина. Лангханс работал над основанием Бранденбургских ворот, а Шадов выполнил для ворот четверку коней — квадригу, мчащую по небу колесницу богини победы. Спустя время скульптурная группа была дополнена статуями Марса и Минервы.
В 1780—1790 годы были созданы его лучшие произведения. Одним из шедевров мастера искусствоведы считают надгробие фон дер Марк, сохранившееся в берлинской церкви Доротеи. Юный граф изображен в виде спящей надгробной статуи молодого мужчины: короткая жизнь юноши подчеркнута лежащими рядом шлемом и мечом — воинскими атрибутами.
Деятельность Иоганна Шадова связана с родным городом — Берлин в тот период превращался в крупный культурный и промышленный центр Европы. Повсеместно в Берлине можно встретить памятники, созданные Шадовом в разные годы жизни. Одной из самых значительных и интересных работ мастера исследователи его творчества считают Бранденбургские ворота.
Особое место в творчестве мастера занимают эмоционально насыщенные и оригинальные по художественному исполнению скульптурные портреты, в которых удачно сочетаются классицистическая идеализация и вполне реалистические черты.
Характерен для скульптора портрет великого поэта — И. В. Гёте, выполненный по посмертной маске с лица поэта.
Шадова знают ценители искусства не только в качестве скульптора: этот талантливый график всю жизнь писал портреты своих близких, создав из работ целую серию. Другой стороной таланта стали острые карикатуры на армию Наполеона: так художник откликался на события в Европе в начале XIX века. Особый интерес вызывают у исследователей жизненного пути мастера письма и дневники Шадова, которые по праву стали значимым для Германии литературным наследием.
Мастер активно трудился вплоть до 30-х годов XIX века (скончался он 27 января 1850 года), но поздние работы скульптора уже были не такими монументальными, как ранние: все лучшие скульптуры ваятель создал в конце XVIII века.
Операция на глазах заставила Шадова оставить творчество. Мастер занялся теорией искусств. Вплоть до глубокой старости он являлся главой Берлинской академии, его суждения и советы ценились весьма высоко.
Его сыновья также посвятили свою жизнь искусству:
• Рудольф (1786—1822) — скульптор,
• Фридрих Вильгельм (1788—1862) — живописец,
• Феликс Шадов (1819—1861) — художник-портретист.
Добавить комментарий