«Девушка с жемчужной серёжкой» на коллекционных монетах Франции
В рамках серии «Музейные шедевры» Парижский монетный двор выпустил набор коллекционных монет, посвященных известной картине голландского художника Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой».
Лицевая сторона едина для всех монет серии. На ней изображены крупные французские музеи. Музей Орсе можно узнать по характерным часам. Рядом — вид на фасад Лувра со стороны двора Наполеона, где расположена пирамида. Под этими двумя элементами на фреске выгравирован Hôtel Salé, в котором находится музей Пикассо. В нижней части представлен фасад Hôtel Biron, нынешний музей Родена, над ним — знаменитая лестница Центра Помпиду. Также указаны название государства-эмитента «RÉPUBLIQUE FRANÇAISE» и номинал монеты «50 EURO».
На реверсе монеты изображена картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой». В верхнюю левую часть добавлено название серии в виде штампа «CHEF D’ŒUVRE DES MUSÉES». Роскошная рама придаёт целостность картине.
На монетах номиналом 10 и 50 евро внизу выгравирован фасад Национальной галереи Же-де-Пом в Париже, где работа была впервые выставлена за пределами Нидерландов в 1921 году. На раме слева нанесены название картины и имя художника «LA JEUNE FILLE À LA PERLE-J. VERMEER», по верху — год выпуска монеты «2021» и надпись «LEGAAT A.A. DES TOMBE».
Дизайн обратной стороны 250-евровой монете представлен в виде картины в родной раме. В верхней части рамы установлена табличка «LEGAAT A.A. DES TOMBE», внизу присутствуют две таблички: «2021 J.VERMEER» и «1632—1675».
Коротко о монетах: | Страна | Французская Республика |
Номинал | 10 евро/ 50 евро/ 50 евро/ 250 евро | |
Дата выпуска | 13 июля 2021 г. | |
Металл | Ag 999/ Ag 999/ Au 999/ Ag 999 | |
Диаметр | 38×29,1 мм/ 56,4×43,4 мм/ 23×17,7 мм/ 90×69 мм | |
Масса | 22,2 г/ 100,0 г/ 7,78 г/ 100,0 г | |
Тираж | 3.000/ 500/ 500/ 300 | |
Качество чеканки | Proof | |
Серия | Музейные шедевры | |
Парижский монетный двор |
«Девушка с жемчужной серёжкой» (нид. Het Meisje met de Parel) — картина голландского художника эпохи Барокко Яна Вермеера, которая считается одним из главных произведений голландского искусства. Портретная картина маслом была создана около 1665 года. Работа является частью постоянной коллекции художественной галереи Маурицхёйс в Гааге. Картина, которую часто называют Северная или Голландская Мона Лиза, является одной из самых известных из 37 сохранившихся картин Вермеера.
Портрет подписан «IVMeer», но не датирован. Неизвестно, создавался ли он по заказу и кто в таком случае мог являться заказчиком. Личность изображённой девушки также доподлинно неизвестна (но считается, что это дочь художника Мария).
На картине изображена девушка лицом к зрителю. Она выглядит так, будто повернулась на звук знакомого голоса. Её силуэт выделяется на тёмном фоне, который контрастирует со цветами одежды девушки — светло-коричневым плащом, белым воротником, синим и жёлтым тюрбаном, закрывающим голову девушки. В ухе у девушки висит серьга с крупной жемчужиной, приковывающей внимание зрителя. Тюрбан — экзотический элемент одежды, но аналогичные головные уборы западного происхождения (шапероны) были популярны в Европе ещё в XV веке.
После смерти художника, картина, вероятно, поменяла не одного хозяина. Наконец, в 1881 году полотно было выставлено на аукционе в Гааге как безымянное. Его приобрёл всего за два гульдена плюс 30 центов аукционной комиссии голландский коллекционер произведений искусства Арнольдус Андрис дес Томбе (нид. Arnoldus Andries des Tombe) по совету своего друга Виктора де Стюрса (Victor de Stuers), который и определил автора работы. Во время реставрации в верхнем левом углу была обнаружена подпись Яна Вермеера. Дес Томбе не имел потомков и после своей смерти в 1902 году завещал часть своей коллекции галерее Маурицхёйс, в том числе и эту картину. Именно в честь А. А. дес Томбе, спасшего картину от вывоза за границу, и установлена памятная табличка на раме.
В 1994 году прошла последняя реставрация картины. А в 2018 году проводились исследования с помощью современного оборудования, в ходе которых выяснилось, что тёмный фон, изначально задумывался автором как тёмно-зелёный, похожий на эмаль. Такой результат был достигнут путём нанесения тонкой полупрозрачной морилки на нижние чёрные слои. Однако два натуральных пигмента глазури, индиго и резеды постепенно потускнели.
До 1995 года картина была известна как «Девушка в тюрбане». Только в галерее Маурицхёйс было решено, что название «Девушка с жемчужной серёжкой» будет лучше. Несмотря на то, при детальном исследовании, исследователи сходятся во мнении, что серьга у девушки, скорее всего, не жемчужная (вполне возможно, дешёвая стеклянная безделушка из Венеции), музей отметил, что не будет снова менять название.
Добавить комментарий