Ватикан (500 лет со дня смерти Пьетро Перуджино)
В этом году Филателистическое и нумизматическое управление Ватикана отметило 500-летие со дня смерти великого художника эпохи Возрождения Пьетро Перуджино двумя нумизматическими выпусками: биметаллической монетой номиналом 2 евро и серебряной прямоугольной цветной монетой номиналом 25 евро.
На лицевой стороне монеты номиналом 2 евро художник Даниэла Фуско изобразила автопортрет, слева на заднем плане — фрагмент картины Перуджино «Крещение Христа».
На серебряной монете номиналом работы художницы Кьяры Принчипе изображена центральная сцена фрески «Вручение ключей Святому Петру». Знаменитая фреска в Сикстинской капелле, также являющаяся частью серии, посвященной жизни Иисуса, символизирует общение Христа с Петром и от него с его преемниками. На другой стороне — личный герб папы римского Франциска. Сверху слева написано имя понтифика «FRANCISCUS PP.». Справа внизу — год выпуска монеты латинскими цифрами «ANNO XI MMXXIII».
Коротко о монете: | Страна | Ватикан |
Номинал | 2 евро / 25 евро | |
Дата выпуска | 20 июня 2023 г. | |
Металл | наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni / Ag 925 | |
Размер | 25,75 мм / 30,0×40,0 мм | |
Масса | 8,5 г / 35,0 г | |
Тираж | 65.000 (BU) + 9.500 (Proof) / 1.500 (Proof) | |
Скульптор Гравёр | Daniela Fusco / Chiara Principe Annalisa Masini / Annalisa Masini | |
Государственный полиграфический институт и монетный двор Италии | ||
Художник Пьетро ди Кристофоро Вануччи (ит. Pietro di Cristoforo Vannucci), известный как Пьетро Перуджино (ит. Pietro Perugino), родился в богатой семье в городке Читта-делла-Пьеве (ныне — провинция Перуджа) в середине XV века, предположительно между 1445 и 1452 годами.
О первых годах обучения в качестве художника Пьетро мало известно, но вероятно вначале обучался в перуджинской мастерской Бартоломео Капорали.
После переезда во Флоренцию, примерно в 1468—1471 годах, он работал и учился в мастерской Андреа дель Верроккьо вместе с такими молодыми талантами, как Леонардо да Винчи, Доменико Гирландайо, Лоренцо ди Креди, Боттичелли. В 1472 году он уже был зачислен во флорентийское братство художников Compagnia di San Luca как независимый мастер.
В ходе работ по реконструкции и модернизации Сикстинской капеллы по заказу папы римского Сикста IV Перуджино был включён в команду художников, призванных реализовать цикл фресок, задуманный для украшения стен собора. Работы велись на протяжении 1481—1482 годов.
В 1485 году, через два года после написания алтаря децемвиров для часовни Дворца приоров (ит. Palazzo dei Priori), Пьетро стал гражданином города Перуджа, а в следующем году вступил в местный союз живописцев.
11 сентября 1493 года произошло счастливое событие, ознаменовавшее окончательный переезд художника во Флоренцию. Это был брак с дочерью архитектора Луки Фанчелли, Кьярой, чьё изящное лицо появится на многих картинах Перуджино. В 1490-х годах живописец был на пике своей славы. В это время он выполнил свои самые известные флорентийские работы — алтарный образ «Оплакивание Христа» для монастыря Санта-Кьяра и монументальную фреску «Распятие Христово» в зале капитула церкви Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци, которая свидетельствует о мастерстве Перуджино в области перспективы.
Во второй половине 1490-х годов политическая и экономическая ситуация во Флоренции существенно изменилась, поэтому Перуджино перенёс деятельность в основном в Перуджу. В 1495 году он подписал договор на полиптих «Вознесение Христа» для церкви Сан-Пьетро. В период своего полного творческого взросления он основал ещё одну мастерскую в Перудже.
В творчестве Перуджино заметна разница между работами, созданными во Флоренции и Перудже. Очевидно, что он адаптировал свой стиль к среде и вкусу места, в котором работал. В картинах из Перуджи живописец использует с характерную для умбрийского экспрессивную лепку фигур и яркие цвета, в то время как во флорентийских работах прибегает к приглушённой цветовой палитре и ярким мазкам. Вероятно, эти различия можно отнести на счёт разных помощников в мастерских. Во Флоренции Рафаэль, Пинтуриккьо, Рокко Дзоппо и Роберто да Монтеварчи были его самыми важными учениками, а в Перудже с ним работали Андреа д’Ассизи, Эусебио да Сан-Джорджо и Джованни Баттиста Капорали.
В 1496 году Перуджино получил свой самый важный заказ — украшение зала заседаний Collegio del Cambio в Перудже. На фресках мастер изобразил добродетелей, античных героев и библейских персонажей.
Около 1500 года Перуджино входил в число лучших мастеров-живописцев Италии, но его художественные качества и изобретательность постепенно стали впадать в рутинное исполнение, отражено в критике в адрес художника, который пошёл по пути неподвижного и повторяющегося стиля, почти серийного, лишённого тех обновлений и исследований, которые, напротив, проводили такие мастера, как Микеланджело, Рафаэль и Леонардо.
В 1507—1508 годах Перуджино вместе с другими известными мастерами своего времени работал над украшением новых апартаментов в Ватикане, так называемые станцы, по заказу папы римского Юлия II. Но работа понтифику не понравилась, и вскоре помещения были перекрашены Рафаэлем. Сохранилась только потолочная фреска в Sala dell’Incendio, для которой Перуджино черпал вдохновение из раннехристианской мозаики.
Последние работы Перуджино в основном связаны с фресками на религиозные темы в небольших городах Умбрии: «Пьета» в Спелло, «Крещение Христа» в Фолиньо и «Поклонение пастухов» в Треви. Его последней работой стала фреска в церкви Фонтиньяно, изображающая поклонение пастухов. Работа не была завершена, так как художник умер от чумы в феврале 1523 года, он был похоронен в это же церкви. Фреска была дописана его учениками.
Добавить комментарий